Актуальность применения компетентностного подхода
Человек управляется бессознательной областью психики, вследствие чего "чужая душа - потёмки" и то, какие программы сидят у человека в бессознательном, проявляется в его действиях и поведении; поэтому практика — критерий истины. Отсюда проистекают разнообразные иллюзии. Например, можно много чего говорить об обязанностях мужа и жены, но при этом быть холостым, рассуждать о глобальном управлении, при этом не уметь управлять собой, устраняя свои недостатки и так далее.
Похожая
ситуация наблюдается при познании человеком мироздания. Несмотря на
получение большого количества информации (назовём её теоретическими
знаниями), в процессе изучения окружающего, внешнего для нас мира, лишь
маленький процент из этой информации переходит из области моделирования
в нашем внутреннем мире в сферу реального применения во внешнем для нас
мире. Имеется ввиду та информация, которую бы нам хотелось в конечном
итоге применить для достижения поставленных целей. Многое же из того,
что мы можем сделать (назовём эти действия практическими умениями), не
имеет для нас объяснения.
Можно
провести аналогии между информационными технологиями и социумом,
уподобив психику личности информационно-вычислительной системе.
Рассмотрим
недостатки получения личностью чисто теоретических знаний и чисто
практических умений, опираясь на контрольные параметры (о контрольных
параметрах см. ДОТУ в частности стр. 15)
- скорость получения требуемой информации по запросу и процессорное
время. Теоретические знания, т. е. информация, ставшая достоянием нашей
психики, сами по себе просто занимают память, снижая скорость получения
требуемой информации. В качестве примера можно вообразить библиотеку,
где все книги свалены в кучу; нахождение нужной книги в такой библиотеке
- дело весьма затруднительное, вплоть до того, что книга не будет
найдена. Получение чисто теоретических знаний, зачастую бесцельное,
назовём "знаниевым подходом" к познанию. Можно заметить, что люди
в общении зачастую просто кидаются фактами, обмениваются «фишками», как
обыденными, так и "концептуальными". Например, пересказывают друг другу
содержание роликов, сплетничают по поводу политиков ("а ты помнишь, как
в раде Украины депутаты решали вопросы на шестом приоритете?"; "Починок
умер - это социальная гигиена"). Сами по себе эти знания не применимы
на практике. В основном образование, построенное на применении
знаниевого подхода, характерно для гуманитарных и общественных наук
(психология, история, и т.д.). Назовём такое образование “знаниевым образованием". В [1, с.73] приведены цитаты о результатах подобного обучения. Приведём их здесь полностью:
“Образование, построенное на передаче информации от учителя к ученику, на ее техническом складировании в его памяти, не развивает, а угнетает его интеллектуальные способности. При таком обучении значительная часть информации после многократного повторения с трудом усваивается на более низком уровне нервной организации памяти. Извлечь эту информацию из памяти ученик может только в той последовательности, в какой она была ему предъявлена. Вот какую меткую аналогию использовал по этому поводу французский философ - гуманист Мишель Монтень в своей книге «Опыты», цитируя Платона: «Если кто изрыгает пищу в том самом виде, в каком поглотил ее, то это свидетельствует о неудобоваримости пищи и о несварении желудка». Результаты такого обучения выразил Гете в поэме «Фауст»:Я богословьем овладел,Над философией корпел,Юриспруденцию долбилИ медицину изучил.Однако я при этом всемБыл и остался дураком.Пифагор выразил эту мысль еще короче: «Многознание не есть ум».”
Следует
подчеркнуть, что говоря о недостатках "знаниевого подхода" и
"знаниевого образования" мы не имеем в виду что личность не должна
формировать у себя необходимый кругозор о различных явлениях
жизни (в том числе читая и изучаю различные теоретические выкладки), на
базе которого она будет иметь возможность адекватно моделировать течение
тех или иных процессов на основе чего управленческие решения принятые
этой личностью будут адекватны обстоятельствам и выставленным ею целям и
не будут приводить к различным вариантам срыва управления.
Практические умения, как некая совокупность алгоритмов, ставшие достоянием нашей психики, также сами по себе
не являются чем-то особо полезными, отъедая процессорное время. При
том, что личность зачастую не способна объяснить, что она делает, хотя
может делать очень даже хорошо и как максимум, может научить, передать
свои умения, только показывая совершаемые действия непосредственно тому,
кто хочет этому научиться. Так ремесленники обучали подмастерьев в
средние века, так происходит обучение в боевых искусствах и поныне, так
мама кошка обучает котят. Объяснить - значит, раскрыть смысл, используя
какую-то систему кодирования, например, русский или английский язык.
Формирование умений, зачастую также бесцельное, назовём "умениевым подходом"
к познанию. Образование, основанное на применении умениевого подхода,
характерно для ремесленной деятельности (сапожники, токари) и в основном
встречается на уровне начального профессионального образования (ПТУ).
Назовём его “умениевым образованием".
Часто
при решении проблемы человек устраняет не причину, а следствие. Таким
образом на какое-то время проблема исчезает, а потом, к его удивлению,
возникает вновь. Такой способ решения проблем в информационных
технологиях называют “заплаткой” (workaround). Причина того, что человек
“ставит заплатку”, а не устраняет причину, в том, что применяется
умениевый подход, а не компетентностный (про который речь пойдёт далее),
когда определённые знания дают возможность устранить причину.
Пример умениевого подхода проиллюстрирован в шуточной короткометражке советстких времён.
Мужчина забрался на высокое дерево и не может слезть оттуда. Его друзья
односельчане кидают ему верёвку и просят привязаться. Тот не понимая их
намерений привязывается и после этого его силой стягивают с дерева.
Упав наземь, еле живой от падения несчастный стонет "что же вы
наделали?". На что ему сельчане отвечают что-то вроде: "Так мы вчера
таким способом застрявшего из колодца вытащили и всё нормально было...".
Этот пример хорошо показывает, что человек может уметь применять
вытягивание из недоступного места другого человека с помощью верёвки, но
знания у него о том, в каких случаях это нужно делать отсутствуют. Это
приводит его к некомпетентности и ошибкам с серьёзными последствиями. В
работе ВП СССР "Культура административной деятельности"
(стр. 196) также есть ссылка на пример засилья умениевого подхода в
управлении "положение дел в стране при сохранении такого агрессивно
невежественного отношения к теории управления и её приложениям к
разрешению проблем общественной жизни может только усугубляться, а
вожделенные практические результаты (хотим как лучше) будут недостижимы
по причине отсутствия удобопонимаемого теоретического описания алгоритма
возникновения и поддержания кризиса и путей выхода из него".
Ещё
один более сложный узкоспециальный пример из области IT. При настройке
мультисайтинга личность наткнулась на ошибку, что модуль №1 не находит
некоторый файл. Эмпирически было выяснено, что это происходит вследствие
того, что был отключен другой модуль №2. После того, как он был
включён, всё вновь заработало. Однако же причина не была устранена, т.к.
модуль №1 должен работать без модуля №2.
Умениевый
подход при отсутствии знаний не даёт возможности быстро найти причину;
как правило, используются эмпирические методы, когда изменяются
различные управляемые параметры и смотрится результат.
Другой
пример - симптоматическое лечение, когда по симптомам определяется
лекарство, устраняющее последствия, однако причина не устранена, и
болезнь через какое-то время повторяется вновь, но уже с новой силой.
В
коллективное бессознательное посредством применения технологий
манипуляций внедрена разводка в виде маятника непонимания: наука против
инженеров, учёные против бизнеса, эрудиты против ремесленников, теория
против практики и т.д. (см. рис. 1)
Рисунок 1 - Противопоставление теории и практики
В том числе таким образом, формируется калейдоскопическое мировоззрение, когда теория — это удел «ботаников», а практика — деятельных и энергичных людей.
Если
покопаться в своём бессознательном, то возможно обнаружить много
информации и алгоритмов, которые не применяются на практике, а лежат у
нас в памяти "на всякий случай". В связи с накоплением такого рода
модулей а-ля Плюшкиным из бессмертного произведения "Мёртвые души"
вспоминается выступление Задорнова: "Захожу к приятелю на балкон, а там
холодильник неработающий. Зачем, спрашиваю? На всякий случай. Открываю
его, а там лыжа, одна. Зачем? На всякий случай". Например, Волга впадает
в Каспийское море. Как можно применить это знание? Оно может пригодится
при планировании судоходных путей, может помочь просчитать, что при
загрязнении какого-то участка Волжского бассейна токсинами есть
вероятность отравления и Каспийского моря. На более же конкретный
вопрос, как вы применяете это знание, большинство, подумав, ответит -
"никак", уподобившись математику из анекдота:
"Встречаются два математика. Один другого спрашивает:- Вот мы столько времени интегралы изучали, двойные, тройные. Тебе как-нибудь пригодилось это знание?- (обиженно) Конечно! Буквально вчера иду я по улице, а ты помнишь, ветер был. С меня шляпу-то и сдуло. Упала моя шляпа в яму, не залезть. Думал я, думал.- Ну и?- Поблизости стальную проволоку нашёл, длинную такую. Загнул её в виде неопределённого интеграла и шляпу-таки вытащил."
Конечно,
может последовать возражение по поводу того, что следует быть
образованным в разных областях, эрудированным, знать историю, географию,
биологию, физику, математику и т.д., что этим и была сильна советская
система образования. Ответ на это вполне логичное возражение очень прост
и описывается он двумя формулировками: в том, что касается знаний, кругозор должен быть достаточным (подробному раскрытию темы кругозора посвящена статья "Про кругозор"); в том что касается умений должен соблюдаться принцип "на Бога надейся а сам не плошай".
Сейчас же, каждому можно задуматься над двумя вопросами: "до каких пределов следует получать знания из разных областей, ведь этих знаний с каждым днём становится всё больше" и "объясняла ли система образования, пусть даже такого высокого уровня, как советская, как знания например из истории взаимосвязаны друг с другом и со знаниями из других областей: биологии, физики, и как эти знания применить на практике". Подобные вопросы возникают и при анализе умениевого подхода. К примеру, физики-экспериментаторы умеют манипулировать частицами в ускорителях частиц, но не могут найти адекватного объяснения возникающим явлениям, т.к. не имеют завершённой общей теории поля. Спрашивается: до каких пор им будет позволено Свыше играть с огнём (эксперименты в области ядерной физики это не шутки) исследуя мир методом проб и ошибок без опоры на адекватную жизни теорию позволяющую предсказывать определённые последствия экспериментов?
Сейчас же, каждому можно задуматься над двумя вопросами: "до каких пределов следует получать знания из разных областей, ведь этих знаний с каждым днём становится всё больше" и "объясняла ли система образования, пусть даже такого высокого уровня, как советская, как знания например из истории взаимосвязаны друг с другом и со знаниями из других областей: биологии, физики, и как эти знания применить на практике". Подобные вопросы возникают и при анализе умениевого подхода. К примеру, физики-экспериментаторы умеют манипулировать частицами в ускорителях частиц, но не могут найти адекватного объяснения возникающим явлениям, т.к. не имеют завершённой общей теории поля. Спрашивается: до каких пор им будет позволено Свыше играть с огнём (эксперименты в области ядерной физики это не шутки) исследуя мир методом проб и ошибок без опоры на адекватную жизни теорию позволяющую предсказывать определённые последствия экспериментов?
Компетентностный подход для объединения теории и практики
Очевидно
для многих, что теория без практики слепа, а практика без теории —
опасна. Для связывания теории (знания) и практики (умения) в единое
целое применяется компетентностный подход к человеку.
Компетентностный
подход нацелен на формирование компетенций, органического связывания
теоретических знаний с практическими умениями. В результате познания,
основанного на компетентностном подходе, личность становится
компетентной в каком-то вопросе. Компетентный - значит, обладающий
какой-либо компетенцией. Например, субъект, обладающий компетенцией
Приготовление салатов, компетентен в Приготовлении салатов.
Рисунок 2 - Выбор между компетентностью или некомпетентностью
Раньше, во времена первобытного общества (период одичавшего человечества после глобальной катастрофы), такого разделения не было, т.к. общество развивалось с условного “обезьяньего нуля” (если не считать вмешательства уцелевших представителей предыдущей цивилизации). Информации было мало, она была достаточно примитивной и сразу же подтверждалась на практике. Либо практика сопровождалась толкованием. С накоплением информации и алгоритмики постепенно начало происходить разделение, специализация; оставались те, кто был компетентен в понимании общего хода вещей; при помощи этих компетенций остальная толпа постепенно была поделена на тех, кто знает и командует ("элита"), и тех, кто умеет и делает ("толпа"). Но в связи с действием Закона времени и сменой логики социального поведения, подобное разделение уже не только не адекватно требованиям жизни, но и является прямой дорогой к очередной глобальной катастрофе.
Применение
компетентностного подхода, когда личность впервые сталкивается с
проблемой, требует больших затрат времени. Однако же после выявления
причины личность получает ряд преимуществ в долгосрочном плане:
- проблема устранена, и не будет появляться вновь именно в таком качестве; в случае же применения умениевого подхода проблема, вследствие того, что всё течёт и изменяется, появится вновь, но ставки повысятся и возможный ущерб будет больше;
- могут быть решены смежные проблемы, т.к. причина всегда проявляется не только в проблеме, которая проявилась - зачастую это лишь вершина айсберга;
- возникающие в будущем проблемы также могут быть решены вследствие схожести каких-то проявлений с уже решёнными проблемами.
Рассмотрение понятия компетенция
Есть
разные определения данного явления. Многие понимают компетенцию как
опыт, умения. Рассмотрим несколько определений, которые чаще всего
встречаются в соответствующей литературе.
- "Формально описанные требования к личностным, профессиональным и др. качествам кандидата на поступление, сотрудника, или к группе сотрудников компании" (управление персоналом).
- Совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (Большой юридический словарь).
- Круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлён (Толковый словарь русского языка).
По
сути, эти определения — разные аспекты одного и того же понятия: первое
раскрывает аспект метрологической состоятельности описания какой-либо
должности, второй - области ответственности, третий - полученный опыт.
Рассмотрим, что же объединяет эти определения.
Компетенция связывает теорию и практику между собой, представляя собой систему.
Любая
система обладает свойством эмерждентности, т.е. составление элементов в
систему порождает новое качество. Примеры — помидоры+огурцы = салат
(новый вкус), H2 + O = вода (новые качества: плотность другая,
температура замерзания и т.д.), Маша + Петя = Семья (новые качества:
способность к рождению и воспитанию детей и т.д.).
Соответственно, можно дать ещё одно определение, раскрывающее познавательный аспект данного понятия, что компетенция — это способность применять знания и умения (в их неразрывной взаимосвязи) для эффективного решения реальных задач. Новое качество, возникающее в результате образования подобной системы - эффективное решение задачи.
Таким
образом, практика базируется на понятийном аппарате, мы можем
объяснять, что делается. Теория проверяется на практике, в этой части
понятийный аппарат связывается с реальностью, тем самым формируется
основа эффективного действия и мозаичное мировоззрение, т. к. реальность
не расщеплена на теорию и практику. Таким образом, компетенцию можно
рассмотреть с позиции триединства, см. рис.3.
Рисунок 3 - Компетенция как материализация теории+практики
Процесс трансформации знаний и умений в компетенции являет собой суть использования компететностного подхода. Соответственно, образование должно формировать в первую очередь именно компетенции, т.е. базироваться на компетентностном подходе. Там же [1, с.73] читаем:
“Учитель должен быть не ретранслятором программных знаний, а прежде всего «режиссёром» интеллектуальной деятельности учащихся. Ясно, что используемый информационный материал должен выполнять двойную роль: быть катализатором в развитии способностей и обеспечивать память человека жизненно значимым опытом.”.
В общем-то, можно только согласится с этим высказыванием.
Есть тот, кто знает, тот, кто умеет и тот, кто компетентен. Например, зритель знает, футболист умеет, а тренер - компетентен в игре в футбол.
Информация, поступающая в психику при знаниевом подходе к формированию у себя того или иного профессионализма, не проходит проверку, и в лучшем случае отмечается тегом “сомнительно”, что загружает область психики карантин (она существует, скорее всего, виртуально, группируя информацию с тегом "сомнительно") и осложняет выборку необходимой информации в нужный момент. А в худшем - принимается как истинное, например, вследствие того, что данная информация поступила от “авторитета”. Таким образом, возможно, что в бессознательное будет сгружена информация противоположного характера. Если эта информация будет использоваться для принятия решений, то это может вызвать “синдром буриданова осла”, который выражается в зависании психики и приводит к истерикам, стрессам или подобным негативным психическим проявлениям. Например, рассмотрим ситуацию, где некий субъект решает, отравиться алкоголем или нет, когда сидит в компании. Если для принятия решения будет привлечена информация, что “алкоголь - это яд” и одновременно, что “алкоголь - средство расслабления и избавления от стресса”, то принятие самостоятельного решения будет затруднено различными побочными эффектами, психика может "подвиснуть" и таким образом стать уязвимой для манипуляций. При компетентностном подходе к формированию профессионализма, в какой-то области деятельности в общественном объединении труда, информация по определению должна проверяться, путём использования этой информации как параметров умения, на практике. Соответственно, в результате этого разгружается карантин, информация упаковывается в компетенции, ускоряется доступ к необходимой информации. Также исключаются ситуации загрузки противоречий в психику, снижается давление на психику и количество стрессов.
Термин компетенция возник недавно, но само явление существовало всегда. Соответственно ему давались другие названия - мудрость, годность, сведущесть, дееспособность, целепригодность.
Упрощённо рассмотрим очень простой бытовой пример компетенции.
Компетенция - закрепление сушилки для белья:
Требуемые для этого знания — гвоздь, верёвка, натянутая верёвка.
Необходимые умения — забить гвоздь, привязать верёвку, проверить натяжение.
В результате знания у меня складываются в следующую последовательность их применения:
- Забить гвоздь №1.
- Забить гвоздь №2.
- Натянуть верёвку.
- Проверить, насколько натянута верёвка и при необходимости повторить п. 3.
Связь с настроением
Кратко
рассмотрим ещё один аспект компетентностного подхода. Этот аспект
раскрывает особенности функционирования психики при формировании
компетенций и позволяет объяснить одну из граний того, каким образом
компетентностный подход связан с практикой его применения. Рассмотрим
схему, представленную на рис. 4.
Интеллект в широком смысле является управленческой основой поведения всякой личности. Он (интеллект) является проявлением процессов протекающих в психике и относится, как к области сознания так и к области бессознательного.
Подобно тому, как в триединой Вселенной нельзя выделить отдельно информацию, отдельно материю и отдельно меру, но для удобства понимания некоторых явлений с известной долей абстрагирования иногда это делается с пользой для дела. Точно также, в компетенции, с некоторой долей абстрагирования, можно выделить компоненты из которых состоит компетенция (их всего три):
Интеллект в широком смысле является управленческой основой поведения всякой личности. Он (интеллект) является проявлением процессов протекающих в психике и относится, как к области сознания так и к области бессознательного.
Подобно тому, как в триединой Вселенной нельзя выделить отдельно информацию, отдельно материю и отдельно меру, но для удобства понимания некоторых явлений с известной долей абстрагирования иногда это делается с пользой для дела. Точно также, в компетенции, с некоторой долей абстрагирования, можно выделить компоненты из которых состоит компетенция (их всего три):
- Информация;
- Настроение;
- Алгоритмика.
Эти
компоненты в первую очередь относятся к бессознательной области психики
(см. рис. ниже) и по-разному сочетаясь между собой, могут осознаваться
личностью, в различных проявлениях.
Настроение (более узкое название этой компоненты компетенции ─ энерго-эмоционально-чувственное состояние - ЭЭЧС; или кратко - чувственная составляющая: подробнее о ней см. здесь) в области бессознательного проявляется как настрой, а в области сознания как самочувствие (подробнее о настроении см. статью "Настроение и психопрактики").
Информация относящаяся к той или иной компетенции, загруженная в психику, сама по себе не является знанием. Информация совмещённая с определённым настроем (соответствующим данной информации) порождает совокупность понятий (элементарных знаний) (в узком смысле, понятие ─ это код связанный с образом).
Эти понятия могут осознаваться личностью а могут не осознаваться. В
любом случае они присутствуют в психике. Совокупность определённых
понятий сложенных вместе и соотнесённых с определённым самочувствием
даёт знание. Личность обладающую знаниями в какой-то области будем называть экспертом
в этой области. Знание это атрибут области сознания а не
бессознательной области психики. Т.к. знанием является только то, что
осознаётся.
Точно так же, алгоритмика сама
по себе не является умением. Алгоритмика совмещённая с определённым
настроем (соответствующим данной алгоритмике) порождает совокупность навыков
(элементарных умений). Эти навыки могут осознаваться личностью а могут
не осознаваться. В любом случае они присутствуют в психике. Совокупность
определённых навыков сложенных вместе и соотнесённых с определённым
самочувствием даёт умение. Личность обладающую умениями в какой-то области будем называть специалистом в
этой области. Умение это атрибут области сознания а не бессознательной
области психики. Т.к. умением является только то, что осознаётся.
При
этом, как уже говорилось, какие-то понятия и навыки имеющиеся в психике
человека, могу осознаваться им а могут не осознаваться. А сами понятия и
навыки, с точки зрения психики, являются подобиями друг другу, только
понятия связаны с информацией а навыки с алгоритмикой. Можно сказать
так: информация и алгоритмика пропущенные через соответствующее
настроение становятся знанием и умением посредством понятий и навыков
соответственно.
Компетенция возникает тогда, когда совмещаются знание, умение и самочувствие в указанном выше смыслах. Личность обладающую и знаниями и умениями, в их неразрывном единстве, из какой-то области будем называть профессионалом в
этой области. Т.е. профессионал включает в себя и способность быть
экспертом (разбираться в теоретических аспектах вопроса) и способность
быть специалистом (разбираться в практических аспектах вопроса).
Рассмотрим пару примеров.
Человек
может владеть информацией о том, что травить себя сигаретным дымом -
это плохо. Но он не получил опыта страдания от результата отравления
себя сигаретным дымом. Другими словами, он не прочувствовал это, у него нет чувственной составляющей этого знания (т.е. он не пропустил через себя это настроение).
И поэтому для него информация о вреде сигарет не является знанием, оно
является просто информацией. Есть основания полагать, что возможно
именно поэтому в наркодиспансеры, как правило, берут работать только
бывших наркоманов. Т.к. только бывшие наркоманы обладают знанием, а не
просто информацией, о том, каково это быть зависимым от наркотиков, и
соответственно только они могут принимать адекватные решения при
взаимодействии с наркоманами.
Ещё пример, это утренняя пробежка для укрепления здоровья. Сколько бы ни получать информации о ней, пока не пробежишься и не почувствуешь на
себе её действие, реально компетентным в вопросах бега не будешь, и
давать компетентные советы людям по этому вопросу не сможешь.
Другой пример, это вкус мёда. Человек может получить информацию о том, насколько вкусен мёд. Но пока он не почувствовал вкус мёда сам, он не будет обладать знанием о вкусе мёда, а будет обладать лишь информацией об этом.
Может возникнуть вопрос: неужели чтобы получить необходимое настроение (ЭЭЧС) нужно обязательно попробовать что-то на практике? И вред сигарет, и ужас войны, и вкус мёда и т.д. Однако, практика показывает, что требуемое чувственное состояние можно получить из нескольких источников, а не только из практического опыта. Перечислим их все включая и практический опыт:
- Непосредственный практический опыт (попробовать "мёд");
- Подобный практический опыт (по принципу отождествления подобного, когда например, чтобы узнать каков "мёд" на вкус, пробуешь не сам "мёд" а подобное ему, например "сахар", а потом просто отождествляешь вкус "сахара" со вкусом "мёда" с определённой поправкой в "уме");
- Глубокое общение с людьми, имеющими такой опыт (т.е. общение с глубокой верой этим людям; это позволяет на некоторое время почувствовать вкус "мёда", слушая их рассказы о "мёде", в том числе на полевом уровне);
- С коллективного бессознательного, считывая опыт других людей;
- Внушения от различных (в том числе полевых) личностей;
- С Интуиции от Бога;
- Через моделирование ситуации развитым правым полушарием (один из примеров приводимых ВП СССР в одной из своих работ ─ это освоение боевых единоборств посредством моделирования приёмов в своём воображении без необходимости живого контакта со спарринг партнёрами);
- Ритуально-мистически (если верить "Махабхарате", в одной из прошлых цивилизаций, передача компетенции от одной личности к другой осуществлялась не путём передачи знаний и не путём тренировки каких-то умений, а путём совершения определённого ритуала над "обучаемым" и компетентным "обучающим", в результате чего, компетенция в готовом виде сгружалась в психику "обучаемого" из психики компетентного обучающего, подобно тому, как в первой части фильма "Матрица", главному герою сгружали в психику в готовом виде различные техники единоборств).
Каждая
из упомянутых выше методик получения необходимого настроения для
формирования компетенции, требует отдельной статьи. Однако в рамках
данной статьи мы ограничимся этим кратким их перечислением.
Таким образом, можно сказать, что человек реально обладает компетенцией только в том случае, если он тем или иным образом прочувствовал на
себе определённый набор ощущений (получил должное настроение),
связанный с конкретными информационными и алгоритмическими составляющими
компетенции (условно говоря - "записал на тело").
* * *
Ещё
одна особенность компетентной личности ─ способность разрешать
неопределённости в области решения задач в рамках своей компетенции,
однако в рамках данной статьи вопрос разрешения неопределённостей
рассматриваться не будет (этот вопрос в частности затрагивается в статье
"Анализ западного понимания компетенции" и статье "Компетентность и полная функция управления").
***
Для
терминологического разделения, так же добавим, что "компетенцию",
лишённую соответствующего настроения - соответствующей
энерго-эмоционально-чувственной составляющей - можно условно назвать
"квалификацией". Именно квалифицированные (не прочувствовавшие
соответствующую информацию и алгоритмику) левополушарные кадры готовит
современная система образования. Для того чтобы человек стал
компетентным обоеполушарным целостным профессионалом, необходимо
учитывать чувственную составляющую знания и алгоритмики.
Заключение
В
данной статье рассмотрены некоторые базовые положения компетентностного
подхода в сравнении с двумя другими - знаниевым и умениевым. В чём же
преимущество использования компетентностного подхода? Почему это —
основа эффективной деятельности и познания мира?
Если
кратко, то можно выделить следующие преимущества, которые обуславливают
необходимость использования компетентностного подхода:
- Знания из необходимой области профессиональной деятельности не отъедают впустую память, т. к. применяются на практике. Аналогично умения. Легче доставать и запускать нужные программы (компетенции) из бессознательного, т. к. компетенция представляет собой «пакет инструментов», который всегда под рукой.
- Есть возможность объяснить, что делаешь. Есть возможность применить на практике знания, проверить их.
- Повышается мотивация, т. к. видишь результат своей деятельности. Самомотивация, мотивация других. В случае применения знаниевого подхода происходит демотивация, т.к. получение просто знаний подобно тасканию множества бесполезных булыжников и других непонятных предметов, когда не знаешь, зачем они нужны, а преподаватели говорят - это нормально, у меня тоже много таких, смотри! И вот тебе ещё! При компетентностном подходе с собой носишь инструменты (компетенции), понятно для чего применимые; ясно, какой результат с помощью них можно достигнуть, и если что-то предлагают освоить, то видно, нужно это или нет. Человек разумный говорит только о том, в чём он компетентен. Его слова звучат, т. к. он понимает, что делает, и делал, что говорит, осмысленно транслируя "записанное на тело". Некомпетентный человек - «сапожник без сапог».
- Компетенции дают метрологическую состоятельность личности в чём-то. Всё, что мы реально можем сделать - в основе этого в большинстве случаев лежат компетенции. Как правило, без компетенций мы не способны к осознанному достижению значимых результатов.
- Компетентностный подход нацеливает на результат. Часто ведь бывает, что личность занимается чем-то ради самого занятия. Система образования программирует на это. Необходимо отсиживать лекции, отмечается посещаемость. Преподаватели отчитываются не о результатах, а о проведённых часах. Компетенция же не сформирована, если не получен результат. И не важно, сколько времени на это потрачено, это вторично.
- Компетентная личность, в отличие от личности просто знающей или просто умеющей, благодаря способности разрешать неопределённости может решать не только тот круг задач с которыми она уже сталкивалась в рамках данной компетенции, но и тот круг задач с которыми она сталкивается впервые.
- Компетентностный подход даёт целостное восприятие мироздания (в области своей компетенции). При правильно выстроенных компетенциях формируется мозаичное мировоззрение, что служит основой эффективной деятельности, позволяет ловить попутный ветер Вседержительности и выполнять условие пословицы "На Бога надейся, но сам не плошай."
Список литературы
- Состояние души. Беседы о педагогике как науке о путях реализации функциональных возможностей мозга. / Б.И. Вершинин, Л.Е. Попов, С.Н. Постников, М.И. Слободской. – М.: Концептуал, 2011 г. – 352 стр.
Последние изменения 29.02.2016
Объясните смысл существования эзотерических учений не с социоцентричной позиции а с богоцентричной.
ОтветитьУдалитьПоясню на аналогии:
Бог - родитель, люди - Его дети, обладающий информацией от Бога - старший из детей. В каком возрасте родитель даёт ребёнку половое воспитание? На каком уровне развития душе даётся возможность участвовать в "зачатии" нового мира? Другими словами почему не обо всём стоит рассказывать.
коротко: http://www.youtube.com/watch?v=3Z8qJ5qzzGs
подробнее: http://www.youtube.com/watch?v=KJddk8cgKuw
На мой взгляд это ответ на вопрос. Если я не прав - поправьте.
Если мы правильно поняли ваш вопрос, то он заключается в следующем: какой интерес у Бога создавать тайные знания и учения?
УдалитьНа наш взгляд, если Бог создал человечество для построения общества справедливости на Земле усилиями самих людей и с Божьей помощью, то с точки зрения Бога никаких тайных знаний быть не должно. И если бы Бог был озабочен тем чтобы люди узнав нечто не испортили процессы связанные с этим нечто, то Он пошёл бы не по пути герметизации знаний, а по пути повышения всеобщей дееспособности и развития системы адекватной подачи этих знаний таким образом, чтобы люди выходя на неё вносили свой положительный вклад в соответствующие процессы.
Однако, мы видим, что тайные знания существуют и одна из причин их существования заключается в следующем..
Есть Божий Промысел а есть Попущение Божье. В рамках попущения имеется возможность к угнетению и порабощению одних людей другими. Важнейшим инструментом порабощения во все времена была герметизация информации. Загерметизированная информация называется эзотерикой. Однако, т.к. потребность в информации у людей всё же есть, то им приходится давать какую-то, хоть и перевранную и искажённую много раз информацию - эта информация называется экзотерикой.
Т.е. с точки зрения Бога, существование эзотерических и экзотерических знаний это результат нахождения людей в попущении Божьем, в котором они находятся в том числе для своего вразумления (обучение через "кнут") - хотя для Бога это безусловно аварийный режим развития общества.
Т.к. вы упомянули про развитие душ, то заметим, что на наш взгляд никакого развития душ не существует. Душа "приходит" в этот мир, чтобы помочь развиться духу человека. А развивая себя, дух человека развивает тот фрагмент Ноосферы к которому он подключен. Задача привести нравственные стандарты Ноосферы к стандартам Божественной нравственности. Такое состояние Ноосферы будет выражаться в жизни общества как Богодержавие - общество справедливости. Душа чиста и непорочна, ей не нужно развиваться. А вот духу человека есть куда расти. Идея о развитии души в этом мире, это идея из эКзотерических учений и она создана библейской концептуальной властью специально для того, чтобы держать людей в попущении и сохранять толпо-"элитарную" систему общества.