Введение
Проанализируемразличные определения понятий
компетенция, профессиональная компетенция, а также примеры
сформулированных компетенций, приведённые в федеральных образовательных
стандартах третьего поколения, профессиональных стандартах сферы ИТ, а
также работах российских и зарубежных учёных, посвящённых исследованиям
управления персоналом, образовательного процесса и процесса
трудоустройства.
В рамках нашего исследования компетентностного подхода не стоит задача разобраться во всём этом калейдоскопе рассуждений, выводов и домыслов, зачастую противоречащих одни другим, тем более что, как признаются некоторые исследователи, «Основная проблема теории компетенций заключена в отсутствии однозначной трактовки понятий, которые используются для ее описания» [6], а если нет однозначного понятийного аппарата, то говорить о какой-то стройной теории не имеет смысла.Целью анализа является выявление полезной, управленчески значимойинформации и синтез своего определения, которое позволит использовать данное понятие в качестве «единицы измерения» для обеспечения метрологической состоятельности основных сфер человеческой деятельности - науки, образования и трудоустройства.
В рамках нашего исследования компетентностного подхода не стоит задача разобраться во всём этом калейдоскопе рассуждений, выводов и домыслов, зачастую противоречащих одни другим, тем более что, как признаются некоторые исследователи, «Основная проблема теории компетенций заключена в отсутствии однозначной трактовки понятий, которые используются для ее описания» [6], а если нет однозначного понятийного аппарата, то говорить о какой-то стройной теории не имеет смысла.Целью анализа является выявление полезной, управленчески значимойинформации и синтез своего определения, которое позволит использовать данное понятие в качестве «единицы измерения» для обеспечения метрологической состоятельности основных сфер человеческой деятельности - науки, образования и трудоустройства.
Сам
термин «компетенция» в современном виде прозвучал в работе Роберта
Уайта [10], который он определяет компетенцию как способность эффективно
взаимодействовать со средой («the ability to interact effectively with the environment»), однако само явление, которое определяется данным понятием, существовало
с самого того момента, когда человек начал заниматься познанием. Ранее
оно именовалось мудростью (σοφία), годностью, дееспособностью.
Существует
некоторая путаница между понятиями компетенция и компетентность. Как
правило, это понятия, довольно близко стоящие к друг другу и их сложно
отделить одно от другого. Под компетенцией понимается достаточно общее
описание аспектов некоторой реально существующей способности,
необходимой для управления каким-то процессом, решения нестандартного
схожего набора задач. Под компетентностью же понимается применение этой
способности в практике жизни. Степень освоения компетенции проявляется в
уровне компетентности и зависит от выбранной шкалы оценки
(хорошо-плохо, новичок-эксперт, [0-3]). Например, компетенция
"приготовление пищи" означает, что есть процесс, связанный с
приготовлением пищи, которым можно управлять. "Иван Иванович компетентен
в приготовлении пищи" означает, что он способен приготовить эту пищу,
т.е. способен управлять данным процессом и накормить хотя бы себя без
последствий для своего здоровья. Уровень его компетентности -
достаточный по шкале ["недостаточный", "достаточный"].
Далее, если это не будет оговариваться особо, данные понятия
разделяться не будут, и везде по тексту и в блоге будет использоваться
термин компетенция.
Подходы к определению понятия компетенция
Есть несколько подходов к определению понятия компетенция, которые в литературе называются американский, британский, французский и немецкий.
Основной акцент в британском подходе делается на функциональные компетенции, т. е. “способность выполнять действия на рабочих местах в рамках используемых стандартов для профессии” [9]. Т.е. в достаточной мере можно сказать, что для них компетенция - это то, что мы называем умением. По сути, данное определение формирует тип строя психики зомби-биоробот
для всех, кто хочет стать профессионалом. Во многом данное понятие
компетенции легло в основу методик формирования профессиональных
стандартов.
Американский подход изначально является поведенческим, т. к. акцент делается именно на процесс получения какого-то результата. Например, в [1] “Компетенция
– это особенности, которые причинно связаны с эффективной работой. Это
значит, что существует доказательство, что владение определенными
характеристиками предопределяет и ведет к эффективности в работе.” Там же отмечено, что начальный уровень или “пороговая
компетенция – это общие знания человека, мотивы, особенности, видение
себя и социальная роль, навыки, которые имеют важное значение для
эффективности в работе, но причинно с ней не связаны.”. Т.е. пороговая компетенция - это что-то, схожее с личностными компетенциями. Определения Уиддетта (Whiddett) и Холлифорда (Hollyforde) [2]
“основаны на поведении в пределах организации”. Согласно им
“Компетенция – это поведение, демонстрируемое человеком в процессе
эффективного выполнения задач в пределах данной организации”.
Получается, что компетенция в данном определении проявляется только в
некоторой организации, что на наш взгляд является частным случаем. В
работе Патриции Маршал указано, что “Компетенция – это основная
особенность человека, которая позволяет ему выполнять работу, исполнить
социальную роль или действовать в определенной ситуации на высшем
уровне”. Т.е. исходя из данного определения можно понять, что важна
социализированность личности. В работе [3] считается,что
в основе поведения лежат компетенции, которые необходимы для достижения
желательного результата. Таким образом получается, что компетенции –
это то, что личность может продемонстрировать, а также нечто
результатоориентированное. Там же [3]
«Компетенция показывает, как определить, оценить, разработать, достичь
результата и т.д. Некоторые желаемые характеристики, или компетенции
легко определить, измерить и разработать. ... многие из них представляют
в этом сложность. ... Но даже в этих проблемных областях очевидно, что
деятельность одних людей эффективнее деятельности других. ...
Компетенция занимается анализом причин, по которым деятельность человека
становится более эффективной, и перечисляет все составляющие факторы».
Полезного из этого можно извлечь
то, что компетенцию можно описать некоторым проявленным поведением, а
ещё точнее контекстом того процесса, в котором она проявляется, и
обосновать результатом, который получен на практике по окончании данного
процесса.
Французский подход определяет компетенцию как знания (savoir или compe´tences the´oriques, теоретическая составляющая (соответствует знаниям в нашем понимании компетенции), опыт (savoir-faire, compe´tences pratiques, функциональная составляющая (в какой-то степени соответствует энерго-эмоционально-чувственной составляющей, ЭЭЧС, в нашем понимании компетенции) и поведенческие характеристики (savoir-eˆtre, compe´tences sociales et comportementales, поведенческая составляющая (в какой-то степени соответствует умению в нашем понимании компетенции) [7]. Функциональная
составляющая компетенции во многом схожа с британским подходом к
определению данного понятия, поведенческая ближе к американскому [8]. Если
формализовать наличие опыта и знаний в какой-то степени можно, то с
поведенческими характеристиками не совсем понятно, насколько это
возможно. Однако если предположить, что поведенческая составляющая - это умения в нашем понимании, т.е. алгоритмика+ЭЭЧС, то формализация этой составляющей тоже возможна.
Согласно немецкому подходу [8], компетенции определяются как профессионально-технические компетенции действия (Handlungskompetenz), в которые включаются социальные компетенции (Soziaekompetenz), личностные компетенции (Personalkompetenz) и предметные компетенции (Fachkompetenz). Предметные компетенции связаны с функциональными компетенциями, т. е. сознаниями и навыками в конкретной профессиональнойобласти. Можно провести параллели с профессиональными компетенциями из приводимой нами иерархии компетенций. Также отдельно выделяются познавательные(когнитивные) компетенции, т. е. способности к восприятию информации, необходимой для решения поставленных задач. Эти познавательные компетенции являются основой как предметных, так и личностных компетенций.Почему-то там же указано, что личностные компетенции включают в себя социальные, что ещё больше запутывает ситуацию. Во многом это личностные компетенции, в нашей терминологии. Ещё сложнее с Soziaekompetenz, которые базируются на функциональных и социальных компетенциях, т. е. по сути сами на себе, видимо, это вопрос терминологии. Насколько мы понимаем, Soziaekompetenz определяют
личность не только индивидуальную, но и с общественным вИдением. Т.е.
всё, что ты делаешь, должно быть профессионально, построено на
личностных качествах, но при этом ещё необходимо задумываться от
моральных (принятых в обществе) аспектах профессиональной деятельности.
Отсюда проистекает некоторый "механистический коллективизм" немцев, их
знаменитый Ordnung (порядок). Т.е. по сути Soziaekompetenz подменяют собой трансцендентные компетенции, эгрегором - Вседержителя, корпоративностью - соборность.
Для полноты картины
пару слов нужно сказать о российских исследованиях, во многом
находящихся под воздействием западных веяний вследствие некоторой
степени криптоколонизированности нашей системы образования. Согласно [5,
с. 282], профессиональная компетенция — «мотивированные способности
целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела,
самостоятельно находить способы решения профессиональных задач и
анализировать результаты собственной деятельности». В целом это
определение поясняет некоторые аспекты нашего понимания компетенции, в
том числе раскрывая некоторую связь с личностными компетенциями
(например, опора на мотивацию и целесообразность), однако откуда берутся
мотивация и кто выставляет цели - вопрос остаётся в умолчаниях. В
работе [4] (Ю.С. Васильев, В.Н. Козлов и др.) рассматривается понятие
«компетентностные знания, умения, навыки», т.е делается попытка
применить расширительный подход к традиционным понятиям
знания/умения/навыки. В
федеральных образовательных стандартах третьего поколения, которые
являют собой попытку вписания нашей системы образования в европейскую,
под компетенцией понимается «способность применять знания, умения и
личностные качества для успешной деятельности в определенной области». В
целом данное определение можно соотнести с нашим пониманием
профессиональной компетенции, которая базируется на знаниях и умениях, а
также личностных компетенциях. Однако исключение из этого определения
ЭЭЧС-составляющей и неопределённостей устраняет некоторые важные аспекты
этого объективного явления, в частности творческую составляющую, сводя
человека-творца к человеку-потребителю согласно целям системы
образования, оглашённых одним из министров образования Российской
Федерации в начале 21 века.
Заключение
Существует
большое количество определений понятия компетенции, которые не образуют
стройной теории, выражающей себя в компетентностном подходе. В
результате анализа всех этих определений принято решение синтезировать
следующее определение. Компетенция
- это достаточно общая совокупность знаний, умений и определённого
настроения (ЭЭЧС) в их неразрывной взаимосвязи, предназначенных для
решения схожего круга задач, в том числе имеющих набор неопределённостей
в исходных данных и путях разрешения. Компетентность - это освоенность компетенции конкретной личностью, проявленная в практике её применения. Компетентность имеет уровень компетентности, измеряемый по субъективно заданной шкале. Каким образом задавать эту шкалу - вопрос отдельного рассмотрения. В
результате подобных определений появляется возможность использовать
компетенцию, компетентность и уровень компетентности для "измерения"
уровня профессионализма и результатов обучения и развития в целом.
Также
на основании анализа понятия компетенции можно резюмировать, что
западная традиция компетентностного подхода определяет личность как
индивидуальную (атомарную) функциональную единицу, придаток к рабочему
месту, трудовой ресурс (британский подход), или же проявления
коллективизма и некоторого понимания ограниченности собственной личности
и бессознательное чувствование неограниченности вписывает в рамки
общественной морали и законности (немецкий подход). Таким образом
становится понятнее, что компетентностный подход, хотя бы в том виде, в
котором он описывается в данном блоге, - это инструмент первого приоритета обобщённых средств управления.
И сокрытие этого инструмента от людей блокирует у них развитие
трансцендентных компетенций, с различными неприятными последствиями, что
и выражается сейчас в первую очередь в Западной цивилизации, под
управлением которой живёт подавляющая часть населения планеты Земля.
Список использованных источников
- Boyatzis R. E. The competent manager: a model for effective performance // John Wiley & Sons, 1982. – 308 p.
- Whiddett S., Hollyforde S. A practical guide to competencies: how to enhance individual and organisational performance // Chartered Institute of Personnel and Development, 2003. – 154 p.
- Weightman J. Competencies in action // Institute of Personnel and Development, 1994. – 168 p.
- Формирование содержания высшего образования на базисных компетентностных моделях знаний, умений и навыков / Ю.С.Васильев, В.Н. Кимков, В.Н. Козлов, А.С. Масленников // Научный журнал «Alma mater» (Вестник высшей школы), 2011. №2. С.7-13.
- Контроль за формированием профессиональных компетенций. Психолого-организационные формы / О.В. Кононова, Н.А. Олешкевич, Е.В. Садон // Вестник сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. И. Решетникова, 2006. № 6. С. 282-287.
- Буслер А. Г. Компетенция, как инструмент управления персоналом http://www.buslergroup.com/kompetenciya-kak-instrument-upravleniya-personalom.html
- Didier Cazal, Anne Dietrich (2003) "Compétences et savoirs : quels concepts pour quelles instrumentations ?", in Klarsfled A. et Oiry E. (coord.) La gestion des compétences : des instruments aux processus, p. 241-262, Paris, Vuibert
- Knasel, E. and Meed, J (1994) Becoming Competent: Effective Learning for Occupational Competence, Sheffield, Employment (саму статью не нашёл, прочитал статью, в которой есть определение и ссылка на оригинальную статью, FRANCOISE DELAMARE LE DEIST & JONATHAN WINTERTON What Is Competence? Toulouse Business School, France Human Resource Development International, Vol. 8, No. 1, 27 – 46, March 2005)
- White Robert W. Motivation Reconsidered: The Concept of Competence Psychological Review, 66, 297-333. (1959).
Комментариев нет:
Отправить комментарий