вторник, 1 июля 2014 г.

Капица: знание и понимание

В информационную эпоху важно научиться работать с информацией. И в первую очередь менять подход к образованию и самообразованию. Образование должно основываться не на фактах (коих "бесконечное" количество), а на принципах (кои можно свести к доступному для восприятия любой личности конечному числу). Т.е. образование должно быть не фактологическим, а методологическим. О проблемах фактологического образования говорится и в ответе Капицы на заданный ему вопрос:


Так же ссылка на это видео https://vk.com/video179337620_164665591
Капица, через свою терминологию, различает знание как результат напичканности фактами в системе фактологического образования, и понимание как результат некого условного методологического образования (хотя методологическое образование, конечно же не сводится только лишь к формированию понимания: разбор методологии познания требует отдельных статей).

Реальность такова, что понимание можно сформировать используя компетентностный подход к образованию, когда все информационные и алгоритмические модули получают чувственную составляющую (связываются с необходимым настроением), превращаясь в осознаваемые понятия и навыки, в последствии складывающиеся в знания и умения, что в их неразрывном единстве позволяет получать практические результаты (см. рис.1 ниже).

 Рис.1 - Формирование понятий и навыков

В нашей понятийной системе, мы исходим из того, что знание и обладание информацией это не одно и тоже. Знание это следствие понимания, т.е. следствие наличия множества понятий складывающихся в знание. То, что мы называем информацией, Капица называет знанием, то что мы называем знанием, Капица называет пониманием.

Человек может обладать информацией, но не знать. Знания без понимания (т.е. без необходимого набора понятий) нет, есть только информационный модуль который можно ретранслировать. Чтобы информационный модуль превратился в знание, его нужно освоить, что по сути означает - понять, т.е. пропустив через необходимое настроение почувствовать то о чём говорится в информационном модуле (т.е. получить чувственную составляющую одним из способов). Условный пример для понимания сути, двое обладают информацией о том, что травить себя сигаретами вредно (речь именно о сигаретах а не о табаке, т.к. в сигаретах давно нет табака). Из этих двоих один травился сигаретами, а другой никогда не травился. Это равносильно тому, что тот который травился знает и понимает о чём идёт речь, а тот который не травился просто обладает информацией о вреде отравления сигаретным дымом. Хотя оба обладают одной и той же информацией и могут ретранслировать окружающим одни и те же посылы о вреде сигаретного дыма.

"Чем больше я узнаю, тем меньше понимаю" - цитирует Капица одного из тех людей которые стали заложниками фактологического образования. Т.е. в нашей терминологии - чем больше у меня информации, тем меньше знания. Ведь без понимания информация не становится знанием (кроме того, просто накопление информации снижает скорость извлечения полезной информации из памяти).

Капица говорит о том, что в физтехе получилось сформировать понимание. Это так, если посмотреть по жизни, как после развала СССР, да и сейчас, многие бывшие физики и технари смогли перестроится на другие области применения (бизнес, управление проектами, государственное управление), но в основном в результате сформированности профессиональных компетенций. Чему примером президент Республики Башкортостан Хамитов (доктор технических наук), Березовский (доктор технических наук) и т.д. Но личностные и особенно трансцендентные компетенции как правило сформированы не были, в результате чего большинство из МММ вначале 90х были с техническим образованием, а вопросы нравственности ими в большинстве своём не рассматривались.

В рамках компетентностного подхода, положительные эффекты, достигнутые в результате описанного в данном видео образования, должны быть дополнены нацеленностью на трансцендентные и личностные компетенции тоже.

Последние изменения 14.03.2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий