Для того, чтобы успешно реализовывать процесс управления, необходимо обеспечить "устойчивость объекта в смысле предсказуемости поведения в определённой мере под воздействием внешней среды, внутренних изменений и управоления". Данное понятие - самый главный фактор реализации любого процесса управления, что в большинстве случаев остаётся за скобками различных теорий менеджмента и управления. В работе ВП СССР "Культура административной деятельности" (стр. 186-198) этот вопрос рассмотрен более обстоятельно.
Однако, какими качествами должен обладать сам субъект управления, чтобы реализовать данное самое главное условие успешного управления? Рассмотрим некоторые из этих качеств с точки зрения компетентностного подхода.
Обеспечение субъектом устойчивости по предсказуемости, базируется на развитости определённых качеств личности на базе освоения компетенций из описанной ранее иерархии компетенций. Приведём некоторые из этих качеств личности в порядке убывания значимости для реализации решения задачи о предсказуемости:
- Различение и осознанная чувствительность ─ качество на базе развития соответствующей трансцендентной компетенции. Перекликается с чувством меры и процессным вИдением (см. ниже). Это качество даёт способность обрабатывать управленчески значимую для данного конкретного процесса обратную связь, получаемую от Бога. Интуиция от Бога превыше всего. Она позволяет быть целепригодным в вопросах решения задачи о предсказуемости "в обход" интеллектуальной обработки информации.
- Прозорливость или иерофантичность (от греч. ίεροφάντης — знающий будущее) ─ личностная компетенция, означающая способность видеть управляемый процесс в матрице пространства вариантов в виде матрицы возможных состояний и переходов: какие состояния открыты на данный момент и при каких условиях и т.д. Это качество напрямую связано с личностной компетенцией Развитие синсетивного апекта чувства меры. Это качество, так же позволяет быть целепригодным в вопросах решения задачи о предсказуемости "в обход" интеллектуальной обработки информации.
- Самоосознание ─ качество на базе развития соответствующей трансцендентной компетенции. Личность, будучи субъектом управления, интуитивно-чувственно и рационально-логически определяет, насколько цели управления данным процессом соотносятся с её собственными жизненными целями и социальными задачами. Ведь чем больше расхождение, тем сложнее управлять, чисто психологически и тем меньше открыто возможностей в русле решения задачи о предсказуемости через перечисленные выше качества. Кроме этого, самоосознание включает в себя понимание устройства мира, принципов его организации и причинно-следственных взаимосвязей в нём, а так же своё место в этом мире, на базе чего становится возможным применение приведённых далее качеств, для решения задачи о предсказуемости. Самоосознание, это уже целепригодность "на базе" интеллектуальной обработки информации.
- Процессное вИдение ─ невозможно без личностной компетенции Развитие интеллектуального аспекта чувства меры. Отвечает за восприятие управления в виде процесса, а не некоего объекта или статического явления. Без процессного видения, о моделировании не может идти речи. Это качество связано в большой части с интеллектуальной обработкой информации.
- Дальновидность ─ позволяет с помощью интеллекта моделировать течение процесса и его устойчивость по предсказуемости. Так же невозможно без личностной компетенции Развитие интеллектуального аспекта чувства меры. Дальновидность и процессное вИдение теснейшим образом связаны друг с другом.
- Соответствующие управляемому процессу профессиональные компетенции. Например, для компетенции Подметание улиц:
- Мести против ветра бесполезно ─ понимание причинно-следственных связей в соответствующей управляемой области;
- Подметать лучше мелкий мусор, крупный мусор, лучше сначала собрать с помощью пики-мусоросборника, захвата или просто руками ─ наличие необходимых знаний для складывания их в причинно-следственные цепочки;
- Характерные движения метлой при подметании и соответствующее держание метлы дают "такое-то" перемещение мусора ─ наличие необходимых умений с пониманием последствий влияния применения каждого из них на управляемый процесс;
- И т.д.
- И прочие вспомогательные качества личности, без которых психика не может адекватно функционировать:
- Внимательность - следует держать внимание на управленчески значимых явлениях, а не направлять его на отвлекающие процессы "внешнего" или "внутреннего" мира. "Блажен, кто... держит мысль на привязи свою" (Пушкин)
- Способность запоминать - необходимо помнить и извлекать из памяти управленчески значимые параметры и их изменение во времени, для определения текущих тенденций развития процесса и т.д.
- Мозаичное мировоззрение триединства.
- И т.д.
- И пр.
Таким образом, адекватно развив в себе эти качества, возможно обеспечить предсказуемость требуемого процесса управления для достижения поставленных целей.
Последние изменения 23.03.2016
Комментариев нет:
Отправить комментарий