воскресенье, 10 августа 2014 г.

Компетенция = знания + умения + настроение

Если давать более точно определение тому, о чём уже говорилось ранее, компетенция - это совокупность знаний, умений и соответствующего им настроения (чувственного состояния), которая нацелена на эффективное решение возникающих реальных задач, содержащих элемент неопределённости.
О том, как связаны информация, алгоритмика и настроение, см. рис.1.



Рис.1 - Связь информации, алгоритмики и настроения

Здесь также напомним вкратце, что требуемое чувственное состояние (необходимое настроение компетенции) можно получить из нескольких источников:
  • Непосредственный практический опыт (попробовать "мёд");
  • Подобный практический опыт (по принципу отождествления подобного, когда например, чтобы узнать каков "мёд" на вкус, пробуешь не сам "мёд" а подобное ему, например "сахар", а потом просто отождествляешь вкус "сахара" со вкусом "мёда" с определённой поправкой в "уме");
  • Глубокое общение с людьми, имеющими такой опыт (т.е. общение с глубокой верой этим людям; это позволяет на некоторое время почувствовать вкус "мёда", слушая их рассказы о "мёде", в том числе на полевом уровне); 
  • С коллективного бессознательного, считывая опыт других людей;
  • Внушения от различных (в том числе полевых) личностей;
  • С Интуиции от Бога;
  • Через моделирование ситуации развитым правым полушарием (один из примеров приводимых ВП СССР в одной из своих работ ─ это освоение боевых единоборств посредством моделирования приёмов в своём воображении без необходимости живого контакта со спарринг партнёрами);
  • Ритуально-мистически (если верить "Махабхарате", в одной из прошлых цивилизаций, передача компетенции от одной личности к другой осуществлялась не путём передачи знаний и не путём тренировки каких-то умений, а путём совершения определённого ритуала над "обучаемым" и компетентным "обучающим", в результате чего, компетенция в готовом виде сгружалась в психику "обучаемого" из психики компетентного обучающего, подобно тому, как в первой части фильма "Матрица", главному герою сгружали в психику в готовом виде различные техники единоборств).
Как бы не называли такое явление как компетенция (дееспособность, умелость, квалификация и т.д.), она является объективным явлением. И в разные времена это явление пытались описать тем или иным образом. Так например, определённое вИдение компетенций предлагает и Стивен Кови в своей книге "7 навыков высокоэффективных людей"; в ней компетенции он называет навыки, но судя по определению, он имеет в виду именно компетенции:
"Исходя из целей нашей книги, определим навык как пересечение знания, умения  и желания.
Знание – это теоретическая парадигма, определяющая что делать и зачем. Умение определяет как делать. А желание это мотивация – хочу делать. Чтобы что-то в своей жизни превратить в навык, необходимы все три компонента" (стр. 28-29 в электронной версии).
Если под желанием Кови имеет в виду именно необходимое настроение, то в целом, можно согласиться с его представлением компетенции. Однако на наш взгляд, настроение (чувственное состояние) - это больше, чем просто желание.

Желание не всегда преобразуется в действие, а может быть просто "пассивным". И если терминологически размежеваться между "активными" желаниями приводящими к действию и "пассивными" желаниями к таковому результату не приводящими, то пожалуй немного более удачным будет использование терминологии Вадима Зеланда из книги "Трансёрфинг реальности". Где он мотивацию людей разделяет на "желания" и "намерения". Под желанием Зеланд понимает пассивное ощущение что-то сделать не приводящее к действию. А под намерением Зеланд подразумевает активное ощущение приводящее к соответствующему действию: "Мысли – это лишь пена на гребне волны намерения. Реализуется не желание, а намерение" (стр. 101).

Настроение (чувственная составляющая компетенции) включает в себя и желание сделать нечто, и намерение реализовать желаемое, ведь иначе ничего сделано быть не может. Намерение - это и мотивация, и то, что приводит к действию (подробнее о таком явлении как намерение нужно говорить отдельно). Но желания и намерения - это не все грани настроения, не вся чувственная составляющая компетенции. Поэтому Кови, говоря только о желаниях и намерениях, умалчивает некоторые важные её аспекты. Перечислим некоторые грани настроения (энерго-эмоционально-чувственной составляющей) компетенции:
  • Ощущения в теле, которые возникают непосредственно при совершении действий в русле этой компетенции;
  • Самочувствие, в котором действия в данной компетенции реализуются;
  • Впечатления и ощущения связанные с впечатлениями, которые человек получает в результате проявления этой компетенции;
  • Мысли и ощущения связанные с мыслями, которые сопровождают процесс реализации действия в русле данной компетенции;
  • Желания и намерения (мотивация и побуждение к практическому действию) и ощущения связанные с ними, которые предшествуют и сопровождают действия в русле данной компетенции;
  • Опыт и выводы, переосмысление прошлого опыта, и ощущения связанные с ними которые сопровождают действия в русле данной компетенции;
  • Восприятие и направление энергетических потоков в теле, которые воспринимаются как уровень энергии в теле и его фрагментах и ощущения связанные с ними;
  • Восприятие ощущений, связанных с волевыми действиями, связанными с использованием силы воли;
  • И ряд других (более подробно о настроении и его составляющих см. статью "Настроение и психопрактики").
Все составляющие чувственного состояния в первую очередь связаны именно с ощущениями, даже если лексически выражены как-то иначе, но речь идёт именно о чувственной составляющей выраженного.

компетенция = знания + умения + настроение

Последние изменения 22.03.2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий