Как у любого явления, у компетенции
тоже есть свой жизненный цикл, который описывает последовательные этапы
её появления, использования и утилизации, в соответствии с полной функцией управления. Рассмотрим жизненный цикл компетенции.
Рис. Жизненный цикл компетенции
На рисунке показано, что компетенции появляются в сфере общественной деятельности, называемой научной. Далее после появления необходимо формировать и осваивать эти компетенции, что происходит в сфере образования. После освоения данные компетенции готовы к использованию в сфере трудоустройства, в том числе для появления новых компетенций в сфере науки. Таким образом, цикл завершается.
Разумеется,
данная схема упрощена для удобства восприятия, а сферы деятельности
разделены зачастую тонкой гранью (разумеется, сфера трудоустройства
затрагивает и сферу образования тоже), но в целом она отражает основные
этапы, которые проходит компетенция.
Следует
добавить, что утилизация компетенций также происходит в блоке "наука"
на основе анализа обратных связей от блоков "образование" и
"трудоустройство", а так же на основе обратной связи от своих внутренних
структур блока "наука". Т.е. блок "наука" и
- создаёт компетенции для внедрения их в систему образования
- и утилизирует их, если эти компетенции не позволяют достичь поставленных (концептуальной властью) перед блоком "наука" целей по принципу "практика - критерий истины".
При этом, блок "наука" способен
- не только самостоятельно порождать компетенции,
- но и принимать в готовом виде для дальнейшего внедрения в блок "образование" компетенции наработанные "случайно" (в обход блока "наука"), как в блоке "образование", так и в блоке "управленцы".
Вопрос
о том, что в реальной жизни общества представляет собой блок "наука",
это отдельный вопрос. Здесь же кратко можем сказать, что наука - не
только НИИ, так же как образование - не только университеты, колледжи и
школы.
Во многом данная схема схожа со схемой, показанной на рисунке в аналитической записке ВП СССР "Наука и жизнь: какова наука - такова и жизнь", рассматривая её с другой точки зрения, выявляя грань метрологической составляющей (компетенции) и её динамики.
В
завершении стоит сказать, что существует два способа освоения
компетенций - дедуктивный (сверху-вниз, характерен в большей степени для
науки) и индуктивный (снизу-вверх, характерен в большей степени
образованию, хотя встречается и в области науки).
Дедуктивный
способ состоит в том, что личность осваивает компетенцию, а затем уже
может выработать методики по её освоению (например, ребёнок учится
ходить). Как правило, это происходит в результате озарений, интуитивных
прозрений, т.е. вначале работает интуиция, а затем уже интеллект.
Индуктивный
способ состоит в том, что сначала личность осваивает уже готовые
методики, либо же собирает большое количество проявлений данной
компетенции в объективной реальности, а затем уже происходит освоение
компетенции как таковой, т.е. вначале работает интеллект, но затем уже
может сработать интуиция (например, ребёнок учится кататься на коньках
под руководством инструктора).
Для данного способа характерны три уровня освоения компетенций - репродуктивный, прикладной, творческий.
- Репродуктивный уровень - цитатно-догматический уровень, например человек запомнил, что 2х2=4.
- Прикладной уровень - уровень на котором происходит понимание догм, например человек понял, что 2х2, это два раза двойка, а 2+2=4, поэтому 2х2=4.
- Творческий уровень - уровень на котором происходит порождение нового для данного человека знания, логика которого соответствует логике осмысления догм на прикладном уровне, например поняв, что 2х2 это два раза двойка и поэтому результатом является четвёрка, человек по аналогичной логике выводит для себя новой знание в виде 3х3 это три раза тройка, т.е. 3+3+3=9, т.е. 3х3=9.
Тоже
самое можно объяснить и на любых других примерах. Например, понимание
сути объективности информации, или сути первого приоритета управления
(мировоззренчески-методологического) и т.д.
Таким
образом можно видеть, что компетенции порождаются и утилизируются в той
области, которую можно отнести к науке, а также то, что научные
исследования позволяют осваивать компетенции в массовом порядке сначала
на репродуктивном уровне, а затем постепенно на творческом. И только
выход на творческий уровень позволяет сказать, что компетенция освоена в
полной мере.
Комментариев нет:
Отправить комментарий