суббота, 15 ноября 2014 г.

Правила дорожного движения - пример формирования компетенций

Рассмотрим важность применения компетентностного подхода в жизни общества на примере дорожного движения. В то же время данная статья не призвана исчерпывающим образом показать, как развивать в себе компетенции в области вождения. Назначение этой статьи - дать простой образ компетентностного подхода на примере освоения правил дорожного движения и вождения автомобиля.
Без развитых компетенций на дороге ездить практически невозможно. Думаю, это легко проверить любому неуверенному водителю (с зачаточными компетенциями в области вождения), если только сесть за руль.


Некомпетентность в каких-то вопросах вождения в том числе порождает заторы, пробки и дорожно-транспортные происшествия. Многие заторы, например около остановки Школьная или на Затонском мосту (речь идёт о городе Уфа республики Башкортостан), образуются из-за перестроения авто.

Компетентность же наоборот позволяет снизить уровень напряжённости на дорогах: наш инструктор по правилам дорожного движения (ПДД) уже 10 лет ездит без единого дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

Для развития компетенций в области вождения необходимо приобрести следующие знания:

  1. Приоритеты проезда перекрёстков
  2. Знаки движения по полосам, где заканчивают своё действие
  3. Правила остановки
  4. Базовое устройство авто — где находятся передачи, регулировка салазок и зеркал
и ряд других.
На основе этих знаний сформировать умения:

  1. Трогаться с места без газа
  2. Трогаться с места с газом
  3. Трогание на подъём с ручника
  4. Быстрый поворот руля при змейке (полчаса, 15 минут)
  5. Ровнять колёса, чувствовать габариты машины, развивать глазомер
  6. Работать рулём, чтобы руки не опускались низко
  7. Окончание движения (поворотник вправо, 1ая передача, снять с ручника, начать движение)
  8. Начало движения (поворотник влево, передача, ручник, зеркало)
  9. Маневрировать по ходу движения
  10. Держать полосу движения, не наезжая на бордюры и разделительные полосы
  11. Переключение с 1-ой на вторую передачу
  12. Держать скорость движения при повороте
  13. Осуществлять поворот направо, без наезда на линии
  14. Осуществлять поворот налево, без выезда на встречную линию
  15. Осуществлять разворот (как непрерывно, так и с последующим завершением манёвра)
  16. Поворот, разворот при изгибе дороги
и ряд других.
Здесь следует заметить, что этот пример с вождением хорошо показывает преимущество компетентностного подхода над знаниевым и умениевым подходами. Человек может обладать знанием о правилах дорожного движения, об устройстве автомобиля и принципах его вождения и т.д., но если он не умеет водить машину, т.е. не может реализовать это на практике, то доехать из пункта "А" в пункт "Б" ему будет затруднительно. Точно так же и наоборот, если человек обладает умениями вождения машины, перестройки по полосам, разворота и пр., но не обладает знаниями правил дорожного движения, то для него так же будет затруднительным благополучно доехать из пункта "А" в пункт "Б". И только компетентностный подход, включающий и знания и умения, позволяет благополучно добираться на машине из одного места в другое.

Конечно компетенция - это не только знания и умения, это ещё и определённое настроение. В случае с вождением машины, для развития компетенции необходимо входить в соответствующее настроение:
  • спокойные, уравновешенные эмоции, но при этом должен быть тонус;
  • внимание на дорогу в первую очередь, управление транспортным средством должно проходить в автоматическом режиме;
  • ощущение машины как продолжения себя, дороги как комфортной и понятной среды, адекватное восприятие приборов и механизмов машины (датчики, коробка передач и пр.);
  • отслеживание интуитивных ощущений;
  • настройка на привычные во время вождения ощущения в теле, тонус мышц, глубины дыхания пр.;
  • держать адекватное вождению намерение (например нельзя ехать куда-то с намерением сделать кому-то "гадость");
  • ощущение опыта и выводов из этого опыта, связанного с прошлым (может например выражаться словами "так, в тот раз в этом месте нужно было держаться правее..");
  • ощущение своей волевой способности менять ситуацию (связано с самоконтролем на уровне разума, необходимо для проактивного, а не реактивного принятия решений);
  • и т.д. 

Для вхождения в нужное настроение можно почитать или посмотреть видеоролики, обучающие вождению. Хотя лучше всего практиковаться вождению в безопасных для окружающих условиях. Например, можно трудные перекрёстки проезжать по нескольку раз ночью, специально выехав туда, чтобы попрактиковаться в период пока мало машин. И т.д.

Также компетенция включает в себя способность разрешать неопределённости:
  • что делать при трогании на подъём, если покатился назад - тормоз не сработал;
  • как вести себя при заносе на машине (неопределённость - авто с передним или задним приводом); случаи где нужно применять торможение двигателем;
  • как вести себя на подобном перекрёстке, см. рис. ниже:
Рисунок - Перекрёсток неравнозначных дорог

Чтобы его проехать, нужно знать знаки приоритета и дополнительной информации, а также правило "правой руки", уметь включить поворотник, переключать коробку передач с одной скорости на другую на ходу при развороте и т.д.
Другая неопределённость - что делать на следующем перекрёстке с очень длинной зеброй?



Рисунок - Начало длинного пешеходного перехода



Рисунок - Окончание длинного пешеходного перехода

Может последовать возражение, что мол зачем мне компетенция, я перевёл всё в режим навыка и езжу на автомате. Конечно, для экономии ресурсов психики это нормальная ситуация (об этом немного в завершении статьи), но всё же если в процессе практики теория забывается, необходимо её иногда освежать. Для чего это нужно делать? 1-2 раза в год ПДД могут поменяться. Также часто водитель просто выучивает маршрут, а в незнакомых местах просто смотрит, как ездят другие. Подобный механизм схож с образованием традиций, что хорошо показано в опыте с обезьянами и бананом.  Но в то же время подобное проявление некомпетентности может привести к ДТП или штрафам, если ездят неправильно либо же если поменяется знак, и сотрудники ГАИ пожинают урожай, в том числе на всходах незнания ПДД.

При развитии компетенции с точки зрения осознания процесса развития личность проходит следующие этапы:
  1. Не знаю, что некомпетентен
  2. Знаю, что некомпетентен
  3. Знаю, что компетентен
  4. Не знаю, что компетентен (переход компетенций на запасной путь, для экономии ресурсов психики, 7й этап полной функции управления)


    Таким образом, эти этапы нужно иметь ввиду при обучении вождению. Большинство водителей с большим стажем находятся на 4 этапе. Этот этап перекликается в чём-то с первым, вследствие чего замыкается спираль развития. При необходимости дальнейшего развития компетенций в области вождения необходимо переходить с четвёртого вновь на второй-третий этап.

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий