Рассмотрим
важность применения компетентностного подхода в жизни общества на
примере дорожного движения. В то же время данная статья не призвана
исчерпывающим образом показать, как развивать в себе компетенции в
области вождения. Назначение этой статьи - дать простой образ компетентностного подхода на примере освоения правил дорожного движения и вождения автомобиля.
Без
развитых компетенций на дороге ездить практически невозможно. Думаю,
это легко проверить любому неуверенному водителю (с зачаточными
компетенциями в области вождения), если только сесть за руль.
Некомпетентность
в каких-то вопросах вождения в том числе порождает заторы, пробки и
дорожно-транспортные происшествия. Многие заторы, например около
остановки Школьная или на Затонском мосту (речь идёт о городе Уфа
республики Башкортостан), образуются из-за перестроения авто.
Компетентность
же наоборот позволяет снизить уровень напряжённости на дорогах: наш
инструктор по правилам дорожного движения (ПДД) уже 10 лет ездит без
единого дорожно-транспортного происшествия (ДТП ).
Для развития компетенций в области вождения необходимо приобрести следующие знания:
- Приоритеты проезда перекрёстков
- Знаки движения по полосам, где заканчивают своё действие
- Правила остановки
- Базовое устройство авто — где находятся передачи, регулировка салазок и зеркал
и ряд других.
На основе этих знаний сформировать умения:
- Трогаться с места без газа
- Трогаться с места с газом
- Трогание на подъём с ручника
- Быстрый поворот руля при змейке (полчаса, 15 минут)
- Ровнять колёса, чувствовать габариты машины, развивать глазомер
- Работать рулём, чтобы руки не опускались низко
- Окончание движения (поворотник вправо, 1ая передача, снять с ручника, начать движение)
- Начало движения (поворотник влево, передача, ручник, зеркало)
- Маневрировать по ходу движения
- Держать полосу движения, не наезжая на бордюры и разделительные полосы
- Переключение с 1-ой на вторую передачу
- Держать скорость движения при повороте
- Осуществлять поворот направо, без наезда на линии
- Осуществлять поворот налево, без выезда на встречную линию
- Осуществлять разворот (как непрерывно, так и с последующим завершением манёвра)
- Поворот, разворот при изгибе дороги
и ряд других.
Здесь следует заметить, что этот пример с вождением хорошо показывает преимущество компетентностного подхода над знаниевым и умениевым подходами.
Человек может обладать знанием о правилах дорожного движения, об
устройстве автомобиля и принципах его вождения и т.д., но если он не
умеет водить машину, т.е. не может реализовать это на практике, то
доехать из пункта "А" в пункт "Б" ему будет затруднительно. Точно так же
и наоборот, если человек обладает умениями вождения машины, перестройки
по полосам, разворота и пр., но не обладает знаниями правил дорожного
движения, то для него так же будет затруднительным благополучно доехать
из пункта "А" в пункт "Б". И только компетентностный подход, включающий и
знания и умения, позволяет благополучно добираться на машине из одного
места в другое.
Конечно компетенция - это не только знания и умения, это ещё и определённое настроение. В случае с вождением машины, для развития компетенции необходимо входить в соответствующее настроение:
- спокойные, уравновешенные эмоции, но при этом должен быть тонус;
- внимание на дорогу в первую очередь, управление транспортным средством должно проходить в автоматическом режиме;
- ощущение машины как продолжения себя, дороги как комфортной и понятной среды, адекватное восприятие приборов и механизмов машины (датчики, коробка передач и пр.);
- отслеживание интуитивных ощущений;
- настройка на привычные во время вождения ощущения в теле, тонус мышц, глубины дыхания пр.;
- держать адекватное вождению намерение (например нельзя ехать куда-то с намерением сделать кому-то "гадость");
- ощущение опыта и выводов из этого опыта, связанного с прошлым (может например выражаться словами "так, в тот раз в этом месте нужно было держаться правее..");
- ощущение своей волевой способности менять ситуацию (связано с самоконтролем на уровне разума, необходимо для проактивного, а не реактивного принятия решений);
- и т.д.
Для
вхождения в нужное настроение можно почитать или посмотреть
видеоролики, обучающие вождению. Хотя лучше всего практиковаться
вождению в безопасных для окружающих условиях. Например, можно трудные
перекрёстки проезжать по нескольку раз ночью, специально выехав туда,
чтобы попрактиковаться в период пока мало машин. И т.д.
Также компетенция включает в себя способность разрешать неопределённости:
- что делать при трогании на подъём, если покатился назад - тормоз не сработал;
- как вести себя при заносе на машине (неопределённость - авто с передним или задним приводом); случаи где нужно применять торможение двигателем;
- как вести себя на подобном перекрёстке, см. рис. ниже:
Рисунок - Перекрёсток неравнозначных дорог
Чтобы
его проехать, нужно знать знаки приоритета и дополнительной информации,
а также правило "правой руки", уметь включить поворотник, переключать
коробку передач с одной скорости на другую на ходу при развороте и т.д.
Другая неопределённость - что делать на следующем перекрёстке с очень длинной зеброй?
Рисунок - Начало длинного пешеходного перехода
Рисунок - Окончание длинного пешеходного перехода
Может
последовать возражение, что мол зачем мне компетенция, я перевёл всё в
режим навыка и езжу на автомате. Конечно, для экономии ресурсов психики
это нормальная ситуация (об этом немного в завершении статьи), но всё же
если в процессе практики теория забывается, необходимо её иногда
освежать. Для чего это нужно делать? 1-2 раза в год ПДД могут
поменяться. Также часто водитель просто выучивает маршрут, а в
незнакомых местах просто смотрит, как ездят другие. Подобный механизм
схож с образованием традиций, что хорошо показано в опыте с обезьянами и бананом.
Но в то же время подобное проявление некомпетентности может привести к
ДТП или штрафам, если ездят неправильно либо же если поменяется знак, и
сотрудники ГАИ пожинают урожай, в том числе на всходах незнания ПДД.
При развитии компетенции с точки зрения осознания процесса развития личность проходит следующие этапы:
- Не знаю, что некомпетентен
- Знаю, что некомпетентен
- Знаю, что компетентен
- Не знаю, что компетентен (переход компетенций на запасной путь, для экономии ресурсов психики, 7й этап полной функции управления)
Таким
образом, эти этапы нужно иметь ввиду при обучении вождению. Большинство
водителей с большим стажем находятся на 4 этапе. Этот этап
перекликается в чём-то с первым, вследствие чего замыкается спираль
развития. При необходимости дальнейшего развития компетенций в области
вождения необходимо переходить с четвёртого вновь на второй-третий этап.
Весьма полезно для начинающих водителей
ОтветитьУдалить