четверг, 27 ноября 2014 г.

Ораторское искусство


Красноречие есть искусство покорять умы.”
Платон

Введение

Как известно, компетенции бывают трансцендентные (ТК), личностные (ЛК) и профессиональные (ПК). И хотя слово “оратор” ассоциируется у нас с профессией, но само по себе искусство устного донесения информации, называемое ораторским, относится к числу личностных компетенций.
ЛК ораторское искусство базируется на ТК и ЛК. Из ТК, ораторское искусство базируется на осознанной чувствительности и самосознании. Из семи известных групп личностных компетенций: 
1) Чувство Меры (основа всех прочих личностных компетенций), 
2) Здоровье, 
3) Качества характера, 
4) Семейные отношения, 
5) Общественные отношения, 
6) Научное познание, 
7) Коммуникация, организация и управление, 

ЛК ораторское искусство относится к седьмой последней группе.

Ораторское искусство (по гречески “риторика”, по-русски
“красноречие”) - способность выражающаяся в том, что личность, доносящая информацию в устной форме посредством своего голоса, интонации, мимики, телодвижений, определённого порядка подачи информации (в том числе с помощью вспомогательных средств, например, таких как презентация и пр.) и т.д., является способной донести до слушателей чувственную и эмоциональную составляющую той информации и алгоритмики, которую она передаёт.

Другими словами, из самого определения следует, что ораторское искусство - это способность передать информацию и алгоритмику в ощущениях. Т.е. слушатели должны не просто получить информацию о чём-то или о последовательности действий чего-то, а они должны почувствовать, ощутить то, о чём идёт речь.

Именно этим отличается личность, владеющая ЛК “ораторское искусство”, от не владеющего этой ЛК, доносящего туже самую информацию. Именно это объясняет “эффект погружения” слушателя в речь оратора, “растворение в этой речи”. Хотя в тоже самое время другой человек не владеющий ЛК ораторское исскуство но доносящий туже саму информацию не создаёт такого “эффекта погружения и растворения” у слушателя. Это потому происходит, что последний не может передать слушателю эмоций и ощущений которые должны сопутствовать данной информации.
Если кто-то изучал ЛК скорочтение (см. например “Учитесь быстро читать”, Андреев О.А., Хромов Л.Н.), то должен знать, что практически в любом лексически выраженном послании есть определённая избыточность текста, связанная с вспомогательными словами, дополнениями и пр. В этом тексте, убрав избыточную часть, можно выделить ключевые слова, несущие смысл. Эти ключевые слова образуют смысловые ряды и из этих смысловых рядов можно выделить доминанту текста - т.е. суть текста. Так вот, у владеющего ЛК ораторское искусство и не владеющего им, доминанта текста по передаче одной и той же информации будет одна и та же. Но уровень усвоения информации у слушателей первого будет намного выше, чем у второго.
Есть общая ошибка восприятия ораторского искусства, как искусства складно и без запинок говорить. Но на самом деле способность складно и без запинок говорить, доносить до людей определённые образы и слова подчинена главному - донесение эмоций и ощущений до слушателя. Другими словами, оратор может говорить складно, а может говорить не складно, но в любом случае его будут воспринимать как оратора и слушать, если он способен индуцировать у людей определённое настроение в виде эмоций и ощущений.

Цели оратора

Хоть есть люди которые любят говорить ради самого процесса говорения, но даже они если желают овладеть серьёзно ЛК ораторское искусство, должны чётко понимать реальные цели которые ставит перед собой оратор перед выступлением.
Главная цель оратора - повысить меру понимания аудитории в целом и каждого отдельного человека в ней в частности. Именно на то, чтобы люди глубоко поняли сказанное им и направлена должна быть речь оратора.
Здесь можно вспомнить анекдот, в котором у оратора спрашивают, как ему удаётся так доходчиво объяснить столь сложные вещи. На что он отвечает, что он просто выбирает самое глупое лицо в аудитории и всё время рассказывает только ему следя за выражением этого лица. В этот момент из зала выбегает не слышавший этого декан факультета и пожимая руку оратору спрашивает “А почему вы всё время смотрели только на меня?” Хотя в нашем понимании не стоит ориентировать свою речь на “самое глупое лицо”, иначе остальные могут просто заснуть на вашей лекции, но всё же в этом анекдоте есть смысл.
Некоторые люди, по умолчанию могут спутать риторику с диалектикой. Цель диалектики это нахождение истины путём постановки правильных вопросов. А цель риторики - это не нахождение истины, а донесение до людей в наиболее полном и понятном виде то что принято за истину у оратора.
Так же у оратора должны быть такие тактические цели, как удержание внимания аудитории, желание быть услышанным, непрерывной контроль за обратной связью от аудитории и т.д.
Кроме всего сказанного, желательно чтобы у оратора по умолчанию стояла так же и цель повысить нравственный уровень аудитории. Хотя эта цель не всегда может быть осуществима в условиях современного спектра всевозможных докладов. Но всё же по возможности нужно стараться её достигать.

Знания

Какими же знаниями должен обладать человек для того, чтобы владеть ЛК ораторское искусство? В первую очередь человек должен как можно глубже знать и понимать саму тему, которую он доносит до людей. Желательно чтобы он был компетентен в этой теме, а не просто обладал какими-то теоретическими знаниями или практическими умениями. Компетентность это и знания и умения в одном флаконе.

Одно из важнейших правил оратора: всегда говорить меньше чем знаешь.

Его надо понимать не в том смысле, что оратор недоговаривает и дозирует информацию для слушателей, чтобы в каких-то аспектах вопроса держать их в неведении. Его надо понимать в том смысле, что глубина понимания и объём материала у оратора достаточно велики, чтобы не успеть всё это рассказать в своих выступлениях. Бессознательно слушатель ощущает, что за плечами оратора намного больше информации, чем тот рассказал и это даёт очень мощный положительный психологический эффект в выступлении оратора. Т.к. человек бессознательно воспринимает в речи оратора не только произносимое им, но и то что остаётся в умолчаниях, что создаёт в свою очередь у этого слушающего ощущение серьёзности и авторитетности говорящего, т.к. оратор говорит не просто “языком”, он, в случае компетентности в вопросе “говорит телом” - если выражаться терминологией, которую можно встретить на тренингах по искусству донесения информации.

Кроме сказанного, у оратора должен быть большой словарный запас. Например для того, чтобы людям разного психологического склада (например, по одной из классификаций - флегматики, холерики, сангвиники и меланхолики) одно и тоже преподносить под разными углами зрения, используя разные слова. Тогда в аудитории, которой вещает оратор, и в которой объединено множество различных людей с различными психологическими типами не останется никого, кто не понял доминанту повествования и скорее всего почти не останется тех, в ком не синдуцировались необходимые ощущения и эмоции (см. пример на видео ниже). Но разумеется большой словарный запас нужен не только для этого.

Ефимов В.А. - О распространении информации
На видео: Смысловая доминанта, которую доносит оратор - необходимость разделить обязанности между людьми: на тех кто создаёт знание и на тех, кто его распространяет. Эта одна и та же мысль в течении 6 минут повторяется разными словами, для того чтобы её адекватно поняли все присутствующие, различного психического склада. И что важно, при этом не возникает ощущения заезженной пластинки.

Так же, как следствие из сказанного выше, оратор должен знать психологию людей, их распределение по психотипам, ориентироваться в психологических состояниях каждого человека, понимать язык телодвижений. Кроме индивидуальной психологии, полезно оратору разбираться и понимать механизмы функционирования коллективной психики, всегда порождаемой в любых аудиториях. Сюда же относится знание некоторых психологических особенностей восприятия информации аудитории. Например самым ярко освещённым объектом в аудитории должно быть лицо оратора. Лицо говорящего находящееся в тени, уменьшает восприимчивость информации у аудитории. Ну и пр. психологические тонкости о которых можно узнать из специальной литературы.

Умения

Если говорить об умениях оратора, то в первую очередь оратор должен уметь слушать. Это утверждение может показаться многим очень странным, ведь казалось бы ораторское искусство подразумевает в первую очередь умение говорить. А слушание в нём занимает чуть ли не последнее место. Но на самом деле, это общепринятое заблуждение. Связано оно с не пониманием глубинных психологических механизмов происходящих во время говорения и во время слушания. Конечно, есть люди, являющиеся прирождёнными ораторами. Т.е. у них в психике уже наработан пласт связанный с ораторским искусством. Для них возможно умение слушать может быть необязательным. Но для людей, у которых в психике этот пласт ораторского искусства не наработан слушание других является обязательным условием. В данной записке мы не будем раскрывать всех психологических подоплёк связанных с этим, т.к. для этого потребуется отдельная большая статья. Но кратко заметим лишь один из небольших аспектов - умение слушать настроение и состояние аудитории, не зависимо от того сколько в ней человек. Без этого умения слушать, оратор будет доносить информацию без связи с “молчаливыми” запросами аудитории. Другими словами, его речь не будет соответствовать состоянию аудитории, направленности её текущего внимания и её запросам.
Естественно, что красноречивость оратора подразумевает под собой его умения выражать мысли, грамотно и складно говорить, правильно управлять интонацией, тоном, скоростью речи, паузами, громкостью, грамотно совершать телодвижения и т.д.

Оратор должен уметь определять текущий уровень понимания аудитории. И одну и ту же информацию для аудиторий разного уровня понимания преподносить по разному. Кому то разжёвывать более детально какие-то вещи, а кому-то упоминать лишь вскользь эти же самые вещи. И не менее важным для оратора является умение определять нравственную приемлемость информации для слушающих. Ведь если то, что говорит оратор, нравственно не приемлемо для аудитории, то всё его красноречие может быть бесполезным. И даже более того, оно может пойти во вред, ведь всё что он скажет только лишь будет разжигать неприязнь к себе и к той информации которую он доносит. Особенно это важно для небольших аудиторий. Чем меньше аудитория, тем внимательнее нужно следить за уровнем нравственной приемлемости информации. А при минимальном количестве слушателей равном одному, комплементарность информации с нравственной приемлемостью слушающего должна быть максимальной. Это не означает, что не нужно давать информацию, меняющую нравственность слушающего. Это означает, что оратор должен чётко оценивать грань, за которой информация, не согласующаяся с нравственностью слушающего, перестаёт влиять на изменение его нравственности и начинает вырабатывать в нём неприязнь. Другими словами человеку надо дать столько, сколько он может в данным момент психически “поднять и переварить”.
Так же если говорить, о современном мире, то на сегодняшний день оратору важно уметь пользоваться вспомогательными средствами предоставляемыми технически развитой культурой. Это и усилители звука, и проекторы для показа презентаций и регулируемое освещение и т.д.

Неопределённости

Компетенция от знаний и умений отличается в том числе тем, что компетентность подразумевает под собой способность разрешать неопределённости, в то время, как знания и умения, если говорить о них в строгом значении этих понятий, никаких неопределённостей не подразумевают и чётко ограничивают область знания от области незнания и область умения от области неумения.
Одной из первых неопределённостей, с которыми придётся сталкиваться любому оратору - неудобные вопросы. Неудобные вопросы включают в себя, как те вопросы на которые оратор пока ещё не знает ответа (вопросы первого типа), так и те вопросы ответы на которые разрушают базовую аксиоматику оратора, т.е. разрушают те аксиомы на которых строит своё выступление оратор (вопросы второго типа).
Разрешить неопределённость ответа на неудобные вопросы первого типа можно, накопив достаточный опыт “И” (здесь “И” - это “логическая И” в математическом смысле этого термина) сформировав в себе определённую ЛК порождения (“индуцирования”) нового знания в процессе ответа. Т.е. то чего не знал ни оратор ни слушатели до вопроса, становится осознаваемым знанием и оратора и слушателя в процессе ответа на вопрос. И в том числе таким образом оратор расширяет свою базу знаний.

Так же на вопросы первого типа, оратор может сохранив уверенность в себе отвечать, что он не знает ответа на этот вопрос. Такая ситуация тоже является нормальной и адекватной, т.к. ограниченность человека не позволяет ему знать всё обо всём.

Разрешение неопределённости при ответе на неудобные вопросы второго типа, заключается в том, что оратору следует огласить аксиомы, на которых он базирует своё знание материала и объяснив, что у задающего вопрос совершенно иные мировоззренческие исходные посылы, уклониться от ответа на вопрос.

Ещё одна разновидность неопределённостей - неадекватные слушатели. Разрешение этой неопределённости требует разбора конкретных ситуаций, но всегда должно подчиняться основному правилу - создание максимально благоприятных условий для аудитории. Т.е. все действия по работе с неадекватными слушателями должны находить одобрение аудитории, иначе лекция будет сорвана. Человеку неадекватному нужно сделать замечание, или пересадить его на другое место, или даже выгнать его. Всё это нужно делать оглашая полезность этого для всей аудитории. И если это действительно так, то оратор только поднимется в её глазах. Это хорошо продемонстрировано в эпизоде с политиком Байерли, который не побоялся выступить перед враждебно настроенной толпой (рассказ А. Азимова “Улики” из цикла “Я-робот”).

Так же встречаются не редко такие неопределённости, как сбой в технических вспомогательных средствах при выступлении. Например, поломка проектора, или сбой приложения для просмотра презентаций. Для разрешения таких непредвиденных ситуаций необходимо руководствоваться правилом “двойного запаса устойчивости”. Т.е. например, скидывать на флешку две копии презентации. Приходить перед выступлением не за пол часа, а за час, чтобы отладить оборудование, осмотреть место и т.д. Возможно будет полезно иметь при себе распечатку презентации, на случай если будут сбои в электричестве, а подсказки в виде слайдов при этом естественно не будет. Естественно, необходимо обладать достаточным багажом знаний, чтобы уметь вариативно адаптировать тему, переведя её на выступление без презентации. Возможно надо иметь в запасе какие-то массовые игры и пр. для отвлечения людей на период устранения возникших технических проблем. И главное, чего нельзя забывать, это сохранять чувство собственного достоинства. Т.к. если оратор начинает чувствовать себя униженным, то восприимчивость информации у аудитории падает в разы.

Ещё одна разновидность неопределённостей, это сбои в своей памяти. Когда оратор забывает слово, или дату и не может их вспомнить. Помочь в разрешении этой неопределённости, оратору помогут ассоциативное мышление (замена слова аналога или события), уход от темы в другую область или техники оттягивания времени до момента вспоминания необходимой информации. Так например одна из техник - продолжать говорить опираясь на последние слова предыдущих предложений до тех пор, пока не вспомните о чём хотели сказать. “Если, несмотря на все меры предосторожности, вы внезапно забыли, что собирались сказать, вы можете избежать полного провала, используя последние слова последней фразы как первые слова новой фразы. Можно продолжать таким образом, пока вы не вспомните следующий пункт своей речи.” (Дейл Карнеги “Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично”) Всё как в шуточном высказывании Гитри “Есть люди, которые говорят, говорят, говорят… пока наконец не найдут что сказать”. Разумеется, для того чтобы было меньше проблем с памятью, её надо развиваться используя различные методики.

Ещё одна неопределённость, которая может возникнуть, это непредвиденные проблемы со здоровьем. Если есть возможность, надо волевым порядком взять себя в руки и усилием мысли сдерживать болезнь до конца выступления. Отмена назначенного выступления в последний момент это самый крайний и нежелательный вариант. В ход могут пойти в том числе какие-то фармакологические препараты, лечебные отвары трав и т.д. В каких-то случаях, допускается лишь тезисное выступление с передачей основного объёма материала на самостоятельное изучение.

Последняя неопределённость, которую мы рассмотрим - вынужденная необходимость выступать по теме, в которой оратор некомпетентен. От таких тем надо стараться отказываться. Но если уж это стало неизбежным, то нужно стараться, как можно лучше подготовиться. Сделать жёстко структурированный доклад. И в процессе лекции не отклоняться от структуры доклада. Ни в коем случае и никогда нельзя начинать доклад со слов “знаете я не разбираюсь в этой теме” или подобных. После таких слов, уровень восприятия вашего доклада снизится многократно. Если не знаете с какого вводного слова начать, то просто прямо начните с самого доклада, как будто все вводные слова уже сказаны.

Методика формирования

Конечно, первое что следует сказать, что есть определённое множество людей с врождённой предрасположенностью к риторике. Таким людям будет проще всего вникнуть и прочувствовать суть ЛК ораторское искусство. Но и тем, кому с рождения не дана такая социальная роль как оратор, могут и в общем-то должны в некой мере выработать у себя основы это ЛК.
Очень важно оратору понимать, что говорить он должен стараться на публику только о тех вещах, в которых он компетентен. Т.е. не просто он обладает определёнными знаниями и умениями в той области которую он освещает, но он ещё и способен разрешать неопределённости в этой области, а также в какой-то мере помнит набор ощущений и эмоций связанных с данной компетенцией, который и необходимо съиндуцировать у слушателей.

В этой связи важно упомянуть про принцип ораторства, называемый "КТО? ЧТО? КАКИЕ?" Суть его заключается в том, что сначала оратор идентифицирует публику по некому набору признаков (бизнесмены, инженера, финансово состоятельные, школьники, пенсионеры и т.д.). Это этап - КТО - нужен для идентификации аудитории. Далее исходя из публики он определяет, что интересно этой публике и о чём ему этой публике говорить. Это этап - ЧТО. И уже на основе всего определённого, оратор делает вывод каким образом эту информацию донести до публики. Это этап - КАКИЕ.
На наш взгляд такой подход к донесению информации требует усовершенствования, т.к. в нём в силу первичности публики, а не информации, оратор будет подстраиваться под запросы публики, которые могут быть очень часто деградационно-паразитарного характера, в крайних проявлениях выражающихся словами "хлеба и зрелищ!" Т.е. не всякой аудитории будут интересны жизненно важные наработки для прогресса общества в целом и каждого человека в ней в частности. Хотя для того же самого прогресса может оказаться жизненно важным донесение этой информации именно для этой аудитории.
Исходя из сказанного, на наш взгляд, всё встаёт на свои места, если в этом принципе "КТО? ЧТО? КАКИЕ?" поменять местами этапы следующим образом "ЧТО? КТО? КАКИЕ?" Оратор сначала определяет что полезного он может дать людям. Это этап - ЧТО. Успешность проведения в жизнь данного этапа базируется на развитости ТК самоосознание. После этого он идентифицирует аудиторию и пытается понять, как этой аудитории донести то полезное для прогресса что есть у него. Это этап - КТО. Успешность данного этапа обусловлена развитостью ТК осознанная чувствительность и ЛК чувство меры (дальновидность, иерофантичность). На данном же этапе выставляются цели в отношении аудитории и самого процесса донесения информации, исходя из результатов первого этапа. И на последнем этапе, оратор определяет какими конкретно средствами он это полезное для данной конкретной аудитории может донести. Это этап - КАКИЕ.
Таким образом, принцип ораторства "ЧТО? КТО? КАКИЕ?" более состоятелен в смысле выражения пользы обществу, чем принцип "КТО? ЧТО? КАКИЕ?" и более соответствует целям ораторства.

Естественно, если вы хотите глубоко понять суть ораторского искусства, необходимо так же изучить специальную литературу по ораторскому искусству. Например на одну из таких книг мы уже ссылались выше: Дейл Карнеги “Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично”. Хотя стоит отметить, что данный источник информации ориентирует только на материальные ценности и пропитан духом американского доминирования в политике.
Важно наблюдать за выступлениями других ораторов и поначалу даже немного копировать их на пробных выступлениях (репродуктивный уровень освоения компетенций). Со временем у каждого выработается свой неповторимый стиль. Чтобы ускорить этот процесс, полезно прослушивать записи своих выступлений, стараясь их анализировать с разных сторон.
Обязательно чтение книг (не по ораторскому искусству) для увеличения своего словарного запаса, общей грамотности и необходимого кругозора, повышения уровня словоупотребления и уровня создания грамматических конструкций, получения уникальных образов и примеров и т.д.
Параллельно развивайте свою дикцию, учитесь правильно выговаривать слова и т.д. Если же у вас есть какой-то дефект в речи, вроде шепелявства или заикания который не удаётся устранить. То ничего страшного. Сделайте этот дефект своей “визитной карточкой”. Используйте его себе в плюс.
Мы уже говорили, что основное качество оратора - умение слушать, и повторим это ещё раз. Учитесь внимательно слушать других. Если хотите, чтобы вас слушали, научитесь слушать сами. Есть время говорить, есть время слушать. Научитесь отличать эти времена.

Связь с другими компетенциями

Кратко перечислим некоторые из тех ЛК которыми необходимо владеть для освоения ораторского искусства. Это такие ТК и ЛК, как:
  1. Самоконтроль - для адекватного поведения и осознанности во время выступления;
  2. Осознанная чувствительность - для отслеживания обратных связей от аудитории, даже если аудитория не выражает их поведением или словами, а только мыслями и эмоциональным состоянием;
  3. Чувство меры - позволяет упреждающе определять будущие возможные изменения в аудитории от подачи той или иной информации (частный случай - чувство времени);
  4. Психология личности - позволяет разбираться в людях и в их состояниях, для адаптирования материала под текущую аудиторию;
  5. Коллективная психология - позволяет взаимодействовать с аудиторией, как с единым живым организмом;
  6. Диалектика - позволяет порождать новое знание в темпе ответа на вопрос;
  7. Вхождение в нужное настроение и его поддержание - крайне важная ЛК для адекватного поведения оратора во время выступления;
  8. Развитие памяти - очень важно, как для того чтобы не терять логическую нить повествования, так и для того чтобы адекватно дополнять выступление фактами, а кроме того уходить от шпаргалок в виде печатных докладов: развитие памяти может быть необязательным для людей с врождённой склонностью к ораторскому искусству;
  9. Теория управления в её неком более или менее общем варианте (например ДОТУ) - связано с тем, что всё, что мы можем познать мы можем представить как процесс управления или самоуправления, она очень важна, в том числе для развития таких ЛК как диалектика, коллективная психология и пр.
  10. Самоосознание - позволяет выявить области в которых необходимо развивать свои компетенции, т.к. оратор должен в идеале говорить только о том, в чём он компетентен;
  11. Бесстрашие - пересекается с самоконтролем, но отличительной особенностью является конкретно отсутствие страха за результат: позволяет быть не скованным при выступлении; 
  12. Чистота сознания - необходима для глубокого понимания материала; 
  13. Простота - крайне важна для расположения аудитории к себе и овладения её вниманием;
  14. Ненасилие - отсутствия желания навязывать людям своё мнение, т.к. психика человека так устроена, что она уклоняется от насилия и навязывания: это ЛК способствует более глубокому пониманию материала слушателями; 
  15. Правдивость - активизирует в слушателях веру в слова оратора, в том случае если правдивость стала сутью оратора в любое время и в любом месте;
  16. Отсутствие гнева - способствует развитию ЛК самоконтроль и ненасилие;
  17. Скромность - позволяет развить ЛК простота и диалектика;
  18. Отсутствие алчности - позволяет развить ЛК простота, скромность и диалектика;
  19. Отсутствие стремления к почестям - позволяет развить ЛК отсутствие алчности и скромность;
  20. И т.д.
Содержательная суть каждой из этих компетенций - это отдельная тема.

Комментариев нет:

Отправить комментарий