пятница, 23 января 2015 г.

Некоторые взаимосвязи типов строя психики и иерархии компетенций

Развитость взаимосвязей компетенций личности влияет на её характер и определяет её поведение, наделяя их метрологической состоятельностью. Рассмотрим несколько вариантов, каким образом иерархия компетенций взаимосвязана с типами строя психики.


Вариант 1 

Все личностные компетенции базируются на трансцендентных, а все профессиональные - на личностных, см. рисунок 1. Стрелками показаны взаимосвязи, что одна из компетенций (от которой идёт стрелка) определяет возможность формирования и развития другой компетенции (к которой идёт стрелка). 

Рисунок 1 - Полное соответствие уровней иерархии компетенций

Поясним обозначения на рисунке 1: 
1. ПК1, ПК2, …, ПКN - это профессиональные компетенции с индексами (1, 2, …, N). N - количество профессиональных компетенций.
2. ЛК1, ЛК2, …, ЛКL - это личностные компетенции с индексами (1, 2, …, L). L - количество личностных компетенций. L < N, как правило.
3.ТК1, ТК2, …, ТКR - это трансцендентные компетенции с индексами (1, 2, …, R). R - количество трансцендентных компетенций. R < L, как на сегодняшний день R=7.

Стрелки могут быть направлены в обратную сторону в том случае, когда одна компетенция логически вытекает из другой, в соответствии с причинно-следственными обусловленностями.

Если развиты ТК, ЛК и ПК, то в данном случае личность можно назвать носителем человечного типа строя психики, которая наладила диалог с Богом, на основе него развила личностные компетенции, в т.ч. развивает уникальные личностные компетенции, и состоялась в качестве профессионала, опять же, развивая в себе уникальные профессиональные компетенции.

Все трансцендентные компетенции в своей основе имеют одну трансценцентную компетенцию: "Построение личностных взаимоотношений с Богом". Без неё все прочие трансцендентные компетенции становятся безсмысленными и недостижимыми.

Тоже касается и личностных компетенций. Они все базируются на одной личностной компетенции: "чувство меры". Если не развито чувство меры, то все личностные компетенции становятся безсмысленными и недостижимыми.

В профессиональных компетенциях также есть некая стержневая профессиональная компетенция для данной области профессионализма, а все прочие профессиональные компетенции, просто знания и умения являются дополнением этой центральной профессиональной компетенции. В качестве примера см. рисунок

Вариант 2 

Когда в психике отсутствуют ТК, но развиты ЛК и они влияют на ПК, а те, в свою очередь, базируются на ЛК. Данный вариант рассмотрен на рис. 2.

Рисунок 2 - Частичное соответствие уровней иерархии компетенции друг другу

В данном случае получается носитель демоничного типа строя психики. В зависимости от ЛК он может быть благонамеренным (“хорошим”) или злонамеренным (“плохим”), но всё равно демоном, деятельность которого в любом случае сеет благонамеренность приводящую к ошибкам либо даже умышленные изощрённые формы порабощения других людей. Умные мерзавцы - здесь же: «Наверху (по контексту речь идет об иерархии власти) может сидеть подлец, мерзавец, может сидеть карьерист, но если он умный человек, ему уже очень много прощено, по- тому, что он будет понимать, что то, что он делает, нужно стране», — академик математик и экологист Н.Н.Моисеев в беседе за “круглым столом” в «Горбачев-Фонде» (цитировано по изданию «Горбачёв-Фонда» “Перестройка. Десять лет спустя”, Москва, «Апрель-85», 1995 г., с. 148, тир. 2500 экз., т.е. издание под негласным грифом “для элиты”).

Вариант 3 

Когда в психике отсутствуют ТК и ЛК, но развиты ПК. 

Примечание. Такое в чистом виде, на наш взгляд, невозможно, т.к. для развития компетенций необходимы, как минимум, интеллект и воля, являющиеся составляющими компетенций личностного уровня. Но возможно на момент развития ПК эти компоненты психики были активированы, а затем в силу разных причин угасли. Данный вариант показан на рис. 3.

Рисунок 3 - Наличие профессионализма в чистом виде

Разумеется, какие-то личностные качества как недоразвитые ЛК у личности присутствуют.

В таком виде мы получаем личность на грани демоничного типа строя психики и зомби. Такой индивид занимается только узкопрофессиональной сферой, он хороший исполнитель, но его мало что интересует за пределами его профессиональных интересов. Для развития ПК он либо иногда спонтанно входит в состояние вдохновения, в результате которого он формирует новую компетенцию, либо зависит от демоничных личностей, которые обладают педагогическими ПК и ЛК, формирующих ему новые ПК.

Это основные варианты упорядочения компетенций и их взаимосвязи. Существуют промежуточные варианты, когда не все ТК развиты, либо не все ТК и ЛК связаны, есть ЛК без связи с ТК, либо не все ПК связаны с ЛК. Для более детального понимания этих взаимосвязей необходимо углубить понимание типов строя психики.

Вариант 4

Приведём ещё один вариант, когда у личности развиты ЛК, но они не связаны (слабо связаны) с ПК, слой ПК почти отсутствует, см. рис. 4, и им можно в определённой степени пренебречь.

Рисунок 4 - “Духовно” развивающаяся личность

В таком случае данная личность либо погружена только в различные духовные практики, и не хочет выражать себя в профессиональной сфере, которую она считает грубой и материальной, либо она паразитирует на “профессионалах” без развитых ЛК (либо слабо развитых), подчиняя их своей воле, примером чему является Стив Джобс, что наглядно показано в фильме Пираты силиконовой долины, в его стиле руководства и отношения к подчинённым. Другой подобный пример - Ларри Эллисон, основатель корпорации Oracle:
«Что такое работа? И что такое игра? Может быть, работа — это то, за что вы получаете деньги, а отдых — это то, за что не получаете? Я вкладываю много труда в свои полеты и парусный спорт. Я участвовал в шахматных турнирах, и это тоже требует большой работы. Это всё формы исследования окружающего мира. И на работе я тоже много работаю, но там мне платят. Это всё усилия в одном направлении — исследование себя, исследование собственных рамок».

Следует подчеркнуть, что данная ситуация возможно лишь в случае неразвитости у личности таких трансцендентных компетенций, как: Построение личностных взаимоотношений с Богом; Вера Богу; Человечный тип строя психики (ЧТСП) и свобода воли; Осознанная чувствительность и в частности различение Интуиции, Совести и Стыда. Если бы у личности были развиты эти трансцендентные компетенции, то Бог через эти компетенции вывел бы личность на необходимость развить профессиональные компетенции.

Таким образом, можно резюмировать, что наиболее адекватной Жизни (в смысле величины вектора ошибки управления при решении возникающих задач, который стремится к нулю в области компетентности личности) упорядоченностью компетенций является представленная на рис.1.

3 комментария:

  1. 1) Может быть базовые компетенции (трансценцентная компетенция "Построение личностных взаимоотношений с Богом" и личностная компетенция "чувство меры"), это - совокупности ТК и ЛК, соответственно? А все ЛК и ТК это, лишь, грани, проявления, функциональные модули основных компетенций?
    2) Тему Бога целесообразно обсудить..

    ОтветитьУдалить