пятница, 31 июля 2015 г.

В эпицентре глобального системного кризиса

      Кому-то может показаться, что компетентностный подход (КОМПОД) к человеку, рассматриваемый в данном блоге, обществу не нужен. Ведь данный подход нацелен в первую очередь на то, чтобы каждый выстроил свою индивидуальную систему развития, исходя из своей уникальности, своей социальной роли, для решения социальных задач. Однако зачем выстраивать свою систему развития, если и так всё хорошо? Учёные всё знают о Природе и Вселенной, богословы - о Боге, врачи - о здоровье, академики РАО - об образовании. Все и так развиваются, учатся, "люди влюбляются, люди встречаются, женятся". Живи и наслаждайся жизнью. Однако если немного приостановить свой суетной бег и заглянуть за высокий забор своей зоны комфорта, то на ясном небосклоне можно увидеть немного грозовых туч, проявлений шторма называемого некоторыми "Глобальный системный кризис". В чём он выражается? Каким образом КОМПОД может изменить ситуацию? Что не получилось у товарища Сталина и должно получиться у нас? Об этом будет рассказано в данной статье.

      Что такое глобальный системный кризис

      Давайте рассмотрим, что такое глобальный системный кризис, в чём он выражается. Слова вроде бы по отдельности понятные: кризис, глобальный, системный. И действительно ли он существует либо мы сгущаем краски? Под кризисом обычно понимают какие-то негативные проявления, требующие срочного вмешательства. Например, кто-то заболел, и нужно срочно его лечить, иначе может наступить летальный исход. Повышается инфляция в Зимбабве до рекордных величин.

      И все говорят - это кризис. Хотя правильнее под кризисом понимать именно переходный процесс, манёвр, который открывает новые возможности, как сейчас происходит в России, где в результате западных санкций открываются возможности развития своей промышленности и прочего импортозамещения. И вопрос только в качестве управления, получится воспользоваться этими возможностями либо же нет, о чём говорил Владимир Путин на прямой линии 16 апреля 2015 года, но это более глубокое понимание данного явления.
      "Глобальный" в кризисе означает, что он является результатом краха Глобального управления по принятой концепции глобализации.
      Прилагательное "системный", которое прилагается к кризису, определяет не что иное, как подверженность всех сфер деятельности кризисным явлениям, т.е. иными словами, нельзя найти ни одной области (медицины, бизнеса, образования), где не проявлялся бы кризис в той или иной степени, а это значит, что любой житель планеты Земля в той либо иной степени подвержен влиянию этого кризиса, и призывы наподобие "пора валить" являются неадекватными текущей ситуации, даже если оставить за скобками нравственно-этические аспекты подобного лозунга.
      Собирая мозаику в одно целое, получаем, что глобальный системный кризис - это манёвр, совершаемый процессом "развитие человечества", который касается всего человечества в целом и затрагивает все сферы человеческой деятельности, и выражается в разного рода аварийных ситуациях - войнах, наводнениях, обнищании населения и пр. в связи с потерей качества управления по принятой глобальной концепции управления (концепции глобализации).
      Теперь посмотрим, как проявляется глобальный системный кризис в жизнедеятельности представителей вида homo sapiens. Как правило, выделяют три вида кризисов, в соответствии с принадлежностью к тем либо иным областям деятельности населения планеты Земля, которые кратко можно охарактеризовать следующим образом:
      • биосферно-экологический - кризис, который выражается в совокупности изменений негативного характера в процессах, протекающих в биогеоценозах планеты, и наиболее ярко проявляется в бедствиях и катастрофах как техногенного, так и природного характера, а также влиянии на здоровье ныне живущих и будущих поколений людей;
      • военно-политический - кризис, который выражается в совокупности изменений негативного характера в процессах, связанных с поддержанием миропорядка и стабильности на силовом приоритете управления и наиболее ярко проявляется в локальных военных конфликтах, революциях и иных очагах напряжённости;
      • социально-экономический - кризис, который выражается в совокупности изменений негативного характера в процессах, связанных с экономическим благосостоянием населения и социальным благополучием, что наиболее ярко проявляется в росте инфляции, снижении покупательной способности валют, росте преступности и снижении качества жизни.
      Детальную фактологию, отражающую проявление того либо иного кризиса, каждый из читателей сможет найти в открытых источниках в достаточном количестве. 
      Перед переходом к рассмотрению связи КОМПОД с глобальным системным кризисом рассмотрим углубленное понимание слова кризис, а также одну подмену понятий, которая с этим может быть связана.

      Кризис или деградация?

      Как говорил один китайский философ, "я бы не хотел жить в эпоху перемен". Перемены, которые видятся в настоящем негативными, принято называть кризисом. Однако на наш взгляд кризис при более глубоком анализе иногда является деградацией. Зачастую эти два понятия считают эквивалентными, что может приводить к разного рода "знатным" ошибкам, особенно значимым, если кризис касается крупных социальных суперсистем, таких как государства и человечество в целом.
      Во Вселенной нет статики, всё есть процесс, начиная от всей Вселенной целиком и заканчивая процессами микромира, длящимися доли долей секунды. Из этого следует, что изменения в процессах сводятся либо же к прогрессу по определённому набору параметров, в основе чего лежит созидание, либо же к регрессу по определённому набору параметров, который базируется на разрушении, третьего не дано. Исходя из этого понимания, можно сказать, что любые перемены в социальных суперсистемах являются либо кризисом, либо же деградацией. Разница между ними в том, что кризис связан с прогрессом, а деградация - регрессом. Например, когда личность изменяет цели в своём бессознательном, выставляя на первый приоритет трансцендентные цели вместо личностных, то в её жизни начинается кризис, который может выражаться в смене окружения, пристрастий к музыке/одежде/еде и т.д. С другой стороны если личность изменяет цели в своём бессознательном, выставляя на первый приоритет цели престижа вместо личностных целей, то в её жизни начинается деградация, которая будет выражаться в смене окружения, пристрастий к музыке/еде и т.д. То есть внешние проявления будут на первый взгляд одинаковые, при этом внутренние движущие механизмы и конечный результат будет разительно отличаться, вследствие чего зачастую жизненно важно различать эти разнокачественности между собой, т.к. каждая из них требует своего подхода к управлению ситуацией. Например, в первом случае личность будет самореализовываться, отношения всё больше будут ненапряжёнными, окружение будет состоять в основном из созидательных позитивных людей, готовых понять и прийти на помощь, музыка станет ближе к классической, народной, звукам природы, рацион питания ближе к вегетарианству/веганству/сыроедению (если изменения будут их затрагивать). Во втором случае личность не получит самореализации, отношения будут складываться более напряжённо, окружение будет состоять в основном из людей конфликтных, ищущих только своей выгоды, музыка станет ближе к року/электронике/шансону, рацион питания ближе к употреблению мяса (возможно с кровью), алкоголя, сигарет и других наркотиков.
      Если вспомнить теорию суперсистем и два комплекса частных задач, то можно выявить, в чём качественно выражается различие подходов к управлению социальной суперсистемой, находящейся в кризисе либо же в деградации:
      • при кризисе решаются задачи, которые относятся к достижению целей, ради которых суперсистема помещена в среду, т.е. трансцендентных и личностных целей;
      • при деградации решаются задачи, которые относятся к выживанию суперсистемы в среде, т.е. к достижению профессиональных целей, целей престижа и сиюминутных целей.
      Исходя из этого видно, что при деградации нужно применять управленческие воздействия, направленные на стабилизацию деградации ("не до жиру, быть бы живу"), нарастить ресурсную устойчивость, чтобы перейти к решению задач по достижению трансцендентных и личностных целей всех элементов суперсистемы. Если же ошибиться и принять ситуацию, в которой находится суперсистема, за кризис, и пытаться выйти из неё соответствующим образом, то получится иллюзия управления, которая завершится неприятностями. В случае же кризиса сразу имеется возможность перестраивать суперсистему для решения задач, ради которых суперсистема помещена в среду, т.к. кризис связан не с деградацией системы управления, приведшей суперсистему к регрессу, а с невозможностью управлять по старой концепции управления и требует нового качества управления. Если же ситуацию, в которой находится суперсистема, принять по ошибке за деградацию, то ресурсы будут бесполезно перемалываться для стабилизации несуществующей деградации и момент перестройки концепции управления может быть упущен, что также приведёт к иллюзии управления и к разнородному ущербу. В этом на наш взгляд и состоит опасность для общества в подмене понятий "кризис" и "деградация". В конце 40х - начале 50х СССР находился в состоянии именно кризиса, и при смене концепции управления мог бы развиваться дальше. В 90е годы Россия находилась в состоянии деградации, что в конечном итоге должно было привести её к распаду и расчленению.
      Логично задать себе следующий вопрос, а человечество как социальная суперсистема сейчас находится в состоянии глобальной системной деградации либо же глобального системного кризиса? На наш взгляд на данном этапе человечество находится в состоянии глобального системного кризиса; обоснованием данной точки зрения являются описываемые в следующем разделе внутренние механизмы.
      Сделав такое отступление, рассмотрим модель устройства общества, чтобы понять некоторые внутренние механизмы, приводящие к глобальному системному кризису, что позволит выявить направленность управленческих решений по его преодолению.

      Модель устройства общества

      Рассмотрим устройство общества в виде следующей модели, представленной в образе колеса, которое движется по оси времени из прошлого в будущее. В какое именно будущее - зависит от направления протекания процессов во всех сфера общества. В связи с наличием глобального системного кризиса можно предположить, что пока мы движемся к глобальной перезагрузке со всевозможными катаклизмами. Данная модель не претендует на полноту изображения взаимосвязей между сферами общества и отражает в первую очередь иерархию взаимодействия, т.е. как один уровень иерархии в виде совокупности сфер общества, которые представляют собой протекающие в них процессы, зависит от другого уровня иерархии, см. рис. 1.
      Рисунок 1 - Модель общества

      Ободом данного колеса является само общество, в виде людей и организаций. Спицами колеса являются различные сферы общества, часть из которых изображена на рисунке. Однако что же движет колесом? Есть 3 сферы, которые в той либо иной степени присутствуют во всех остальных. Речь идёт о науке, образовании и трудоустройстве. Какую бы сферу общества мы ни взяли, она базируется на достижениях науки, для неё нужны кадры, которые должны сначала обучиться в сфере образования, а затем применить результаты обучения путём трудоустройства. Как связана ось колеса с КОМПОД? Сфера науки порождает новое знание, а значит и компетенции, сфера образования - формирует и развивает эти компетенции у кадров, а сфера трудоустройства позволяет подготовленным профессионалам применить эти компетенции в различных сферах, в том числе в сферах науки и образования, таким образом круг замкнулся в жизненном цикле компетенций. Центром оси колеса является концепция управления человечеством, изображённая на рис.1 в виде красного эллипса посередине. Т.е. то, каким образом функционируют сферы науки, образования и трудоустройства, зависит от той либо иной концепции управления обществом.
      Теперь рассмотрим, каким же образом эти сферы связаны с таким объективно-существующим явлением, как глобальный системный кризис. Военная сфера, глобальная/внешняя/внутренняя политика и отчасти военно-промышленный комплекс (сфера промышленности) пребывают в военно-политическом кризисе. Промышленность, взаимодействие с окружающей средой (экология) и отчасти здравоохранение, с т.з. последствий воздействия техносферы и природных явлений на здоровье людей, находятся в биосферно-экологическом кризисе. Сфера услуг, банковский сектор, сельское хозяйство и отчасти здравоохранение подвержены социально-экономическому кризису, что изображено на рис.2.


      Рисунок 2 - Связь сфер общества и глобального системного кризиса

      Кризис по определению - это результат потери качества управления по существующей концепции управления, связанный с переходом системы на новый уровень развития. А глобальный кризис - это результат потери качества управления по существующей концепции управления человечеством (библейской концепции глобализации), поэтому получается, что эпицентром глобального системного кризиса, его первопричиной является неработоспособность существующей концепции глобализации. Для того, чтобы выйти из глобального кризиса, необходимо сменить концепцию глобализации, а выражаться это будет в том числе в том, что будет изменена концепция управления сферами науки, образования и трудоустройства, т.к. они являются осью колеса, важнейшими элементами любой концепции управления человечеством в долгосрочной перспективе. Именно на них в первую очередь должны быть оказаны управляющие воздействия, иначе о преодолении глобального системного кризиса можно забыть, подобно тому, как тщетны были усилия Геракла в борьбе с Лернейской гидрой, где он тратил силы, отсекая голову за головой, пока не догадался прижигать её головы. В этом же кроется одна из причин, почему не получилось удержать достижения сталинского СССР, т.к. многое удалось изменить, предотвратить троцкисткий государственный переворот, победить гитлеризм на шестом приоритете обобщённых средств управления, создать атомную бомбу, не попасться на удочку бреттон-вуддских соглашений, но не удалось самого главного - изменить систему образования и образовательные стандарты.


      Примечание
      Мы согласны с мнением, что:
      "На исторически непродолжительных интервалах времени, в пределах сроков активной жизни одного поколения, качество жизни общества определяется функционированием института государственности. На более продолжительных сроках, охватывающих вступление в активную жизнь 1-2 новых поколений, качество жизни общества, включая функционирование института государственности, определяется функционированием институтов науки и системы образования (...). На ещё более продолжительных интервалах времени всё определяется функционированием института семьи, который является источником «человеческих ресурсов» для всех прочих общественных институтов, поскольку качество «человеческих ресурсов», предоставляемых институтом семьи, открывает и закрывает те или иные возможности функционирования всех без исключения общественных институтов и хозяйственной системы." (ВП СССР,  текущем моменте №4(120), 2015г. О возрождении суверенитета России…")
      Однако в рамках данной конкретной статьи мы оставляем за скобками важность института семьи и принципов её функционирования в русле изменения концепции управления обществом и делаем основной акцент лишь на институты науки и образования (с трудоустройством).
      Конец примечания
      Чтобы глубже понять, какие могут быть оказаны управляющие воздействия для преодоления глобального системного кризиса, необходимо посмотреть на данную модель в объёме с точки зрения компетентностного подхода.
      В своей завершающей фазе использования в обществе сферы науки, образования и трудоустройства порождают профессиональные компетенции, которые затем непосредственно применяются в других сферах общества, показанных на рис. 1. При этом, профессиональные компетенции не развиваются изолированно, а являются следствием развития личностных компетенций, которые в свою очередь развиваются только при условии развития трансцендентных компетенций, образуя достаточно общую иерархию компетенций, что показано на рис.3.

      Рисунок 3 - Достаточно общая иерархия компетенций и модель общества

      Таким образом управляющие воздействия должны быть нацелены на то, чтобы формировать новые подходы к развитию науки, образования и трудоустройства на основе новой концепции управления человечеством как суперсистемой, а для этого необходимо в том числе создавать новые образовательные стандарты. Под образовательными стандартами не имеется ввиду продукт деятельности того или иного Министерства образования и науки (де-юре) Российской федерации (а де-факто?). Под образовательными стандартами подразумевается описание общих принципов развития (образования и самообразования) на основе достаточно общей иерархии компетенций, т.е. иерархически упорядоченную совокупность разнокачественных компетенций и методологии их формирования с учётом возрастных особенностей личности. Далее, на основе освоения методологии формирования компетенций, каждый по достижении совершеннолетия сможет создавать методики развития личностных и профессиональных компетенций, учитывая свою уникальную социальную роль и те социальные задачи, для решения которых он появился в этой объективной реальности. Таким образом к моменту полового созревания личность станет полноценным Человеком с необходимым набором трансцендентных и личностных компетенций, на основании чего в науке будут порождаться и развиваться новые компетенции, которые будут осваиваться в результате образования, а затем перераспределяться с помощью системы трудоустройства, которая для управления кадрами является тем же самым, что и кредитно-финансовая система для экономики (КФС подпитывает экономику деньгами, подобно тому как кровеносная система подпитывает кровью другие органы), т.е. кровеносной системой, подпитывающей необходимыми компетентными профессионалами нуждающиеся в этом отрасли экономики и общества в общественном объединении труда.

      Заключение

      Только развивая в себе ТК, и затем прививая правильное развитие компетенций,что представляет собой по сути новые образовательные стандарты, последующим поколениям возможно преодолеть глобальный системный кризис совместными усилиями и перенаправить вектор движения колеса общества в сторону построения общества справедливости усилиями самих людей и с Божьей помощью.

      1 комментарий: