вторник, 17 октября 2017 г.

Подражания каббале

Данная статья является черновым наброском возникшем при осмыслении фрагментов некоторых книг (“Каббала для начинающих (в двух томах)”, “Постижение высших миров” - М. Лайтман, “Шамати” - Б. Сулам) по так называемой классической каббале. В дальнейшем в статье предполагаются дополнения и изменения.

Содержание
Подобность реальных процессов Вселенной
А.С. Пушкин “Зимнее утро”



Подобность реальных процессов Вселенной

Существует два близких по значению понятия - аналогия и подобие. В данной статье мы будем придерживаться представлений об аналогии и подобии приведённых в ДОТУ:

“«Аналогия» и «подобие» в контексте настоящей работы — не синонимы. Аналогия предполагает возможность прямой замены одного другим; подобие (полное или частичное) предполагает только идентичность процессов, протекающих в разных объектах, при их описании в общей для них системе параметров, лишённых их реальной размерности.” (ВП СССР, “ДОТУ”, гл. 13.1. Понятие о суперсистемах)

Другими словами, подобными можно назвать процессы, имеющие схожую форму при различии измеряемых величин. При этом измеряемые величины могут отличаться единицами измерения, знаками абсолютных значений, численными величинами значений, комбинациями всего этого.
Вселенная - это совокупность огромного множества процессов. Если под формой процесса понимать характер кривой в пространстве параметров протекания процесса, то хотя количество процессов во Вселенной не поддаётся счёту, однако число разновидностей форм (характеров кривых) процессов во Вселенной ограничено и сводится к небольшому множеству. Например, возрастающий процесс, затухающий процесс, периодический процесс, апериодический процесс, установившийся процесс и некоторые другие, в том числе являющиеся комбинацией всего перечисленного. Приведённый перечень можно расширить, расписав подробнее содержание некоторых элементов, или сузить, но так или иначе, все процессы во Вселенной являются результатом комбинированного или чистого проявления описанных выше форм процессов.
Вселенная состоит из возбуждённого и не возбуждённого вакуума. Вакуум в возбуждённом состоянии представляется в виде того или иного вещества в различных агрегатных состояниях, статических и динамических полей и частиц и пр. Вакуум в не возбуждённом состоянии является электирически, магнитно, гравитационного, термически и пр. нейтральным по отношению к вакууму в возбуждённом состоянии, а потому никак с ним не взаимодействует и, как следствие, никак себя не проявляет в показаниях технических (регистрирующие приборы) или органолептических (органы чувств живого существа) датчиков. Вакуум в возбуждённом состоянии и вакуум в невозбуждённом состоянии - это материя, несущая информацию в рамках определённой меры. Эта материя имеет различные уровни организации, где каждый последующий уровень опирается на предыдущие:
  • физический (элементарные частицы, атомы и пр.);
  • химический (соединения атомов в молекулы и пр.);
  • биологический (белковые структуры; клетки и ткани живых существ и пр.);
  • психический (является управляющим по отношению к белковым структурам, может порождаться ими и порождать их и пр.).

Все уровни организации материи функционируют на базе множества закономерностей Вселенной, в рамках которых и протекают те или иные процессы. При этом, для мозаичного восприятия людям удобнее сгруппировать эти закономерности в семь групп*:
  • общебиосферные (регулируют формирование биоценозов, взаимодействие биологических видов друг с другом, и биосферы в целом с природной средой);
  • видовые (отличают каждый вид, от всех прочих видов);
  • Ноосферно-религиозные (нравственно-этические, регулируют взаимоотношения носителей интеллекта);
  • социокультурные (регулируют построение культуры и определяют её последствия для хозяйственной системы как таковой и для общества);
  • экономические (регулируют хозяйственную деятельность людей и предопределяют её последствия  для хозяйственной системы как таковой и для общества);
  • управленческие (выражаются во всех без исключения процессах управления и самоуправления);
  • закономерности физического и химического уровней организации материи (законы физики, химии, астрономии, термеха, сопромата, электротехники и т.д.).
__
* К шести группам закономерностей представленных в КОБ (см. записку “Про войны” стр. 16) справедливо добавить закономерности физического и химического уровня организации материи, являющиеся материальным фундаментом протекания всех других процессов
\/

Есть одна особенность между процессами одной разновидности формы, но протекающими на разных материальных носителях: будь то график поддержания температуры гладящей поверхности электрического утюга или график поддержания напряжённости в социуме; будь то взаимоотношения в семье или взаимоотношения между странами; будь то характеры участников трудового коллектива и их взаимодействие или свойства фрагментов психики какой-то личности и их взаимодействие; и т.д. - эти процессы, в случае принадлежности одной разновидности формы процесса, являются подобными друг другу при условии адекватности принятых допущений. А это означает, что через параметры одного процесса можно судить о параметрах другого процесса, даже не имея возможности полноценно изучить последний. И также наоборот. И неизвестные параметры процесса №2 можно определять через известные параметры процесса №1. Одновременно с этим неизвестные параметры процесса №1 можно определять через известные параметры процесса №2. Приводя упрощённый пример, можно сказать, что если процесс №1 относится к затухающей разновидности форм процессов и к такой же разновидности относится процесс №2, то при прочих равных условиях, независимо от того к какому уровню организации материи каждый из них относится, и независимо от того на основе каких закономерностей каждый их них изменяется, эти два процесса подобны друг другу и, приняв определённые допущения, можно судить о параметрах одного процесса через параметры другого.
В умолчаниях всего сказанного выше остался тот факт, что всякий процесс во Вселенной является либо процессом управления, либо процессом самоуправления, и форма процесса возникает не сама по себе, а в русле описанных выше закономерностей под воздействием целесообразного управления (теми субъектами для которых управляемые параметры процесса доступны для их изменения) или самоуправления. В зависимости от характера управляющего воздействия процесс может изменить разновидность формы и из затухающего состояния преобразиться в возрастающий и т.д. Однако всё равно характер кривой на однотипном участке будет принадлежать одной из разновидностей или их комбинированному наложению.
Главное при этом понимать, что речь идёт именно о реальных процессах, а не о вымышленных, кроме тех случаев, когда вымышленный процесс схож с реальным (например фильмы, рассказы и т.д.). Реальным является процесс, протекающий с опорой на объективные закономерности мироздания. Дело в том, что представителю человеческого вида дана возможность фантазировать, моделировать и имитировать на различных материальных носителях процессы сами по себе, в природе не существующие и реальными природными закономерностями не подкрепляемые. Например, можно представить как излучается холод, или листья ветром поднимаются к веткам деревьев, закрепляются на них и превращаются в почки, или что груз, свободно подвешенный на пружине, каждый новый такт колебаний осуществляет с новой амплитудой и частотой при гарантированном отсутствии сторонних возмущающих воздействий и т.д. Если в первых двух случаях процессы хоть и вымышлены но схожи с реальными, то в третьем случае, не "притягивая за уши”, нельзя привести подобный реальный процесс и соотнести его параметры с ним. Таким образом, всякие реальные (или схожие с реальными) процессы во Вселенной обладают свойством подобности друг другу, при адекватности принятых допущений поставленным целям.
Таким образом, т.к. разновидностей форм реальных и схожих с реальными процессов не так много, то в-принципе, всегда можно найти процесс, подобный исходному и описать через него исходный, либо выразить исходный в смысловых единицах последнего. Например, именно таким образом и создаются работы по раскрытию второго смыслового ряда тех или иных художественных произведений - т.е. уподоблению сценария и событий художественного произведения сценарию и событиям реальной жизни. Например раскрытие второго смыслового ряда ВП СССР произведения А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”. Ознакомиться с ним можно в одноимённом труде ВП “Руслан и Людмила”. Нам доводилось встречать информацию о том, что точно так же как ВП уподобил Руслан и Людмилу процессам глобального управления (Черномор - Надгосударственный центр управления, Глобальный Предиктор; Людмила - Люд Милый, народы России; Руслан - Центр, формирующий стратегию развития народов России, глобального уровня значимости, Внутренний Предиктор; и т.д.), точно так же в начале двадцатого века это же произведение с не меньшей точностью уподобляли и раскрывали через него процессы прихода марксизма и личностей, продвигающих марксизм и личностей, противостоящих последним.
Тоже можно сказать про другие раскрытия вторых смысловых рядов авторским коллективом ВП, например “Домик в коломне” (Пушкин), “Белое солнце пустыни” (Мотыль) и др. Так же в этом искусстве упражнялись представители Концептуальной партии единение на базе различных художественных произведений “Начало” (Нолан), “Ночной дозор” (Бекмамбетов) и др. По аналогичному принципу раскрыт смысл сказок Агранович З.З.
По такому же принципу даётся знание каббалы. Каббалисты раскрывают причинно-следственные связи в мироздании (в первую очередь процессы душевно-духовного развития), уподобляя их событиям и персонажам, описанным в Торе:

“Множество персонажей и сюжетов Торы означают свойства одного, любого человека, этапы его духовного пути, названные именами людей, обозначенные их поступками и географическими названиями. (Талмуд, Санэдрин 37;1), (Талмуд, Кидушин 40;2)” (“Постижение высших миров”, М. Лайтман)
“Тора говорит только относительно одного человека, в котором его свойства, мысли и желания называются различными именами нашего мира.” (Там же)
“Ни в коем случае не следует интерпретировать текст какой-либо части Торы согласно нашему восприятию, уподобляя описанию событий в нашем мире.
Например, как я уже писал в предыдущих частях книги, обманщик-Лаван, упоминающийся в Торе, – это самый высокий уровень наполнения души светом Творца, Фараон – символ всего нашего эгоизма.” (Там же)

Конечно, такую интерпретацию можно было бы использовать для создания алиби для прикрытия своих злоупотреблений носителями каббалистического знания и через них их хозяевами, однако данный аспект мы не будет затрагивать в рамках этой статьи.

Приведём пример уподобления и расшифровки из каббалы:

“«Победителю над розами. Песнь сыновей Кораха. Понимающему песнь любви.
Чувствует сердце мое слово доброе. Говорю я: деяния мои — царю. Язык мой — перо скорописца.
Прекраснейший ты из сынов человеческих, влита прелесть в уста твои…» (Псалом 45)
Победителю — тому, кто уже победил розы (аль шошаним), то есть достиг раскрытия святой Шхины, явления Творца, что означает переход от состояния траура к состоянию праздника и веселья (веселье, сасон — также пишется в буквой «ш», как и шошаним). И поскольку это состояние включает в себя множество духовных подъемов и падений, падения называются шошаним (розы) от слова шейнаим (зубы), согласно выражению «бей его в зубы». Ведь нет иного ответа на вопросы грешника в человеке, как только бить его в зубы. А многократно давая эгоизму по зубам (шейнаим), человек приходит к состоянию шошаним, в котором заключено много веселья (сасон), и потому о нем говорится во множественном числе: «розы» (шошаним).
Сыновья Кораха - корах от слова карха (выпадение волос). Сэарот (волосы) — внешний парцуф, скрывающий внутренний. Волосы (ед. ч. сэара) означают астара (скрытие), от слова саара (буря, возмущение). И известно, что «по мере страдания — вознаграждение». То есть, когда человек ощущает возмущение и волнение (состояние «сэарот») — есть у него возможность для внутренней духовной работы. И когда он исправляет это состояние, то буря (саара) сменяется на сэара (волосок — по написанию словно «врата»), как сказано: «Это врата (шаар) к Творцу».
Если человек исправил все состояния возмущения против духовной работы (саарот) и преодолел все скрытия (астарот), то ему не над чем больше работать, а потому нет возможности получать вознаграждение. Получается, что когда человек приходит к состоянию корах (отсутствие «волос», возмущения), он уже не способен поддерживать в себе веру, которая называется «врата к Творцу».
Но если нет врат — невозможно войти в Храм Творца. Ведь это основа основ, потому что на вере построено все здание. А «сыновья Кораха» (Бней Корах, баним — сыновья) — от слова авана, Бина (понимание), потому что человек в состоянии «сыновья Кораха» понимает, что корах — это состояние в левой линии, от которой происходит Ад. Поэтому желает продолжить дружбу и любовь, которая была у него в прежнем состоянии, то есть до того как преступил ее, о чем сказано: «Творца услышал я и испугался» (как отвечает Адам после прегрешения). А притянув силы из прошлого состояния, может устоять и подниматься от ступени к ступени. Поэтому сказано, что сыновья Кораха не умерли. Ведь они поняли (авана, Бина), что оставаясь в состоянии корах, не смогут продолжать жить — и потому не погибли.
Понимающему песнь любви — понимающему, что мера любви к Творцу должна быть совершенной.
Чувствует сердце мое — это переживания в сердце, которые не раскрываются устами. То есть уста не выдают ощущаемого в сердце, а лишь «нашептывают губы».
Слово доброе (хорошая вещь, доброе свойство) — хорошей вещью называется вера.
Говорю я: «Деяния мои Царю!» — Когда человек получает свет веры, он говорит, что деяния его Творцу, а не себе, и заслуживает состояния: «язык мой как перо скорописца», то есть удостаивается Письменной Торы, которая означает язык Моше.
Прекраснейший ты из сынов человеческих (яфъяфита ми бнэй адам — дословно: красота твоя от сынов человеческих) — здесь говорится о святой Шхине, о том, что красота ее происходит от людей, от того, что люди думают, будто в ней ничего нет. Но именно из этого состояния и рождается ее красота.
Влита прелесть в уста твои. Слово «прелесть» относится к вещи, которая не имеет явных достоинств, но, тем не менее, привлекает, и поэтому говорят, что в ней есть какая-то прелесть.
В уста твои (сифтотэйха) — от слова соф (конец, край), то есть состояние, когда человек видит весь мир от края до края.” (Бааль Сулам, “Шамати: услышанное”, 101.Победителю над розами)

После пояснения описанного выше, не может быть большого удивления на счёт того, что тексты Торы так коррелируют с психическими процессами душевно-духовного развития личности, и процессы, описанные через события из Торы, так хорошо уподобляются процессам изменений в психике личности. Знание каббалы можно было бы раскрывать и не уподобляя раскрываемые процессы содержанию Торы, а уподобляя их любому другому произведению основанному на реальных процессах или процессах схожих с реальными. В качестве примера адекватности всего сказанного выше рассмотрим стихотворение Пушкина “Зимнее утро”.

А.С. Пушкин “Зимнее утро”

Разберём пример на основе стихотворения Первого Поэта России А.С. Пушкина “Зимнее утро”. Для удобства, раскрытие стихотворения представим в виде последовательности блоков: сначала фрагменты стихотворения, делее - ключевые слова с их расшифровкой, и в конце блока подробный комментарий, раскрывающий суть приведённого фрагмента стихотворения (тем кто изучил приведённые выше каббалистические источники будет очень легко понять логику приведённого примера).

Зимнее утро

Зима - состояние длительного периода упадка, страдания, падения и деградации;


Утро - состояние начала малого подъёма, счастья, возвышения и прогресса, начало появления света;

  1. В зависимости от выбора эталонного процесса времени и связанного с ним момента времени, и также в зависимости от масштаба рассматриваемого фрагмента Вселенной, воспринимаемые наблюдателем процессы могут выглядеть как статические или как динамические. Например, стол в масштабе рассмотрения комнаты выглядит как статический фрагмент Вселенной. Так же он выглядит статическим фрагментом при рассмотрении его на интервалах времени много меньших, чем требуется для проявления изменений каких-то наблюдаемых параметров у стола. Если же поменять масштаб рассмотрения стола и начать приближать столешницу до тех пор, пока не станут различимы молекулы и кристаллическая решётка из молекул, составляющих стол, то можно будет увидеть, что молекулы стола колеблются возле центров узлов кристаллических решёток. И так же если в качестве момента времени выбрать промежуток скажем в 100 лет, то можно будет видеть как меняются наблюдаемые параметры стола: слетает краска, дерево рассыхается, стол косится, в некоторых местах он начинает сыпаться превращаясь в труху и т.д. Т.е. простое изменение момента времени и масштаба рассмотрения приводит к изменению восприятия процессов и переопределению статических процессов как динамических. И так во всём.
    __
    * Момент времени - период одного колебания выбранного эталона времени. Момент времени - наименьшая дискретная осознаваемая величина времени при выбранном эталоне времени. Момент времени - субъективная категория, позволяющая определить в ощущениях состояние которое можно отнести к “сейчас”/”настоящее”/”текущий момент”/”миг” и пр. слова выражающие интервал который личность определяет как промежуток между прошлым и будущим.
    \/
  2. Реальность такова, что объективно, независимо от наблюдателя, любой фрагмент Вселенной представляет собой совокупность взаимовложенных процессов. Эти процессы являются динамическими с непрерывно изменяющимися параметрами. При этом, непрерывное изменение параметров множества процессов по определённым причинам носит колебательный характер, а потому возможны такие состояния колебательного процесса, которые можно назвать экстремальными для рассматриваемого набора параметров - т.е. состояния когда рассматриваемые параметры принимают минимальное или максимальное значение.
  3. Это справедливо и для такого процесса, как процесс душевного и духовного развития личности. Духовным называется такое развитие личности, когда личность развивается (развивает свой дух) преимущественно по параметрам личностных свойств. Душевным называется такое духовное развитие, когда личность развивается по параметрам преимущественно трансцендентных свойств. В душевно-духовном развитии личности возможны состояния, когда контрольные параметры - параметры по которым можно отследить величину душевно-духовной развитости - стремятся к минимальному значению. Такое состояние назовём падением. Так же возможны состояния когда эти параметры стремятся к максимально возможному значению. Такое состояние назовём подъёмом.
  4. Параметрами душевно-духовного развития являются например следующие: сила ощущения существования и присутствия Творца; сила веры Творцу; количество счастья; желание служить Творцу и его творениям, в том числе другим людям; величина Интуитивности личности; количество добрых дел и сила желания делать добрые дела; интеллектуальная мощь; и пр.
  5. Подъёмы и падения могут быть малыми и большими, долгосрочными и краткосрочными, вписанными друг в друга, перетекающими одно в другое и т.д. В общем случае, малыми называются подъёмы и падения носящие "краткосрочный" характер, имеющие "слабую" силу и т.д. Аналогично, большими - носящие "длительный" характер, имеющие "большую" силу и влияние и т.д.
  6. Пояснив сказанное выше, через приведённые ключи, должно быть понятно, что название стихотворения “Зимнее утро” говорит о малом подъёме в состоянии большого паденияхотя зима, но всё же утро. Это состояние должно быть знакомо всем людям, живущим сознательную жизнь более или менее продолжительное время. Когда длительное время испытываешь страдания (находишься в состоянии большого падения - зима), иногда периодами возникают моменты счастья, просветления и отдыха, на небольшие периоды времени (малые состояния подъёма - день), которые дают небольшой отдых психике. В такие моменты причины страданий - причины большого падения - воспринимаются как незначительные и даже кажется, как можно из-за этого страдать, ведь ничего уж такого совсем страшного не произошло. Но день короток по сравнению с зимой, и такое состояние длится не долго. Рассмотрим, как ощущает себя личность в “зимнее утро”, т.е. в начале малого подъёма на фоне большого падения.

Мороз и солнцедень чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:

Мороз - сила дающая очищение через страдание;

Солнце - Бог Творец и Вседержитель;

День - состояние малого подъёма, счастья, возвышения и прогресса;

Дремота - промежуточное состояние между невежеством и благостью;

Сон - состояние невежества;

  1. Страдание и счастье - это кнут и пряник под воздействием которых психика личности приходит в движение. Хотя при этом кнута как такового не существует, а существует только пряник, а кнутом называется отсутствие пряника, но всё же можно сказать, что в ощущениях личности, движение всегда идёт в стремлении удалиться от кнута и приблизиться к прянику. Всё что делает личность, она делает для получения счастья и для ухода от страданий.
  2. Счастье личность получает при достижении целей прописанных в её бессознательных областях психики на первом приоритете. (в угловых скобках наши поясняющие вставки):
    “2. Желание не похвально, но в этом мире нет отсутствия желания (...). 3. Желание имеет корень в представлении о выгоде <в виде получения счастья>, жертвоприношение имеет происхождение в представлении о выгоде <в виде получения счастья>, обеты и дхарма, предписывающая воздержание, — все считаются родившимися от представления о выгоде <в виде получения счастья>. 4. В этом мире никогда не увидишь что-либо, сделанное при отсутствии желания награды; ведь все, что человек делает, исполнено из желания <стремления к счастью>.” (“Законы Ману”, гл. 2)
  3. Всякая личность самоуправляется и управляется Свыше по безсознательно организованному принципу удовлетворенияПринцип удовлетворения - это принцип согласно которому психическое действие (движение) осуществляется безсознательным от состояния S1 к состоянию S2 только при наличии разности потенциалов между КС1 и КС2, где КС2 ⋝ КС1. КС1 и КС2 это количество удовлетворения/счастья/радости/света/и т.д. от состояния S1 и S2 соответственно. Принцип удовлетворения завязан на эгоЭго ─ (др.-греч. Εγώ , лат. ego — «я») ощущение себя отдельной и независимой от всего остального личностью. Эгоизм ─ действие ради удовлетворения собственных интересов. Личность всегда действует в русле удовлетворения эго (я) и управляется принципом удовлетворения ─ удовлетворения от достижения поставленных целей.
  4. При этом эгоизм делится на истинный и ложный:
    1. Ложный эгоизм (своекорыстие) ─ эгоизм в русле Попущения, выражающийся:
      1. в отказе от мнения важности целого над частным, и как следствие
      2. в попрании текущих и будущих интересов других людей.
    2. Истинный эгоизм (альтруизм) ─ эгоизм в русле Промысла, выражающийся:
      1. в принятии мнения важности целого над частным, и как следствие
      2. в учёте текущих и будущих интересов других людей.
  5. Личность настолько ценна, насколько она полезна для общества, где полезность для общества (ПО) высчитывается по формуле:
                  Диэ
    ПО =  -------------------, где
              (1+Длэ) х |С|
    Диэ - сделанные дела в истинном эгоизме, 
    Длэ - сделанные дела в ложном эгоизме, 
    С - самомнение, взятое по модулю, т.к. хотя реально самомнение измеряется в пределах от нуля до плюс бесконечности, однако часто люди стараются выдавать за нулевое, самомнение выражающееся в ложном принижении себя (“я самый падший человек на земле”: ключевое слово “самый”), что по сути своей есть не нулевое самомнение а самомнение болшее нуля но с условным знаком минус для удобства различения одного типа самомнение от другого (явное самомнение - я развитый, скрытое самомнение - я самый падший).
    Посему важно стремиться реализовывать принцип удовлетворения в русле истинного эгоизма а не ложного сводя своё самомнение к нулю.
    Если проанализировать приведенную формулу, можно увидеть важную деталь в вопросе увеличения ПО, а именно: 1) невозможно бесконечно увеличивать Диэ в силу ограниченности временных, информационно-алгоритмических и пр. ресурсов личности; 2) даже если рассмотреть идеальный случай при котором Длэ равняется нулю, всё равно за счёт единицы внутри скобок в знаменателе дробь не может превратиться в бесконечность, пока не аннулировано самомнение.
  6. Есть этапы достижения цели (счастье ощущается на этапах a - с; на этапах d, e происходит переход от счастья к страданию; так же страдание возникает при восприятии обрыва процесса достижения этапов a - с):
    1. Желание
    2. Удовлетворение
    3. Насыщение
    4. Пресыщение
    5. Отвращение
  7. Цели прописанные в бессознательном на первом приоритете, при определённых обстоятельствах ощущаются в области сознания как желания. Если не рассматривать случаи смыслового несоответствия желания бессознательной цели (например, желает поесть, а реальная цель расслабиться; т.е. ощущает как желание одно, а реально стремится к другому), что личность ощущает как желание, такая цель и прописана в её бессознательном на первом приоритете (желает поесть и цель поесть, желает расслабитсья и цель расслабиться; т.е. чего желает к тому и стремится). В этом случае справедливо отождествлять желание (в области сознания) и цели (в безсознательном).
  8. Если возникает ситуация в которой, несмотря на любые действия и усилия личности счастья не возникает и страдание не уходит, тогда в психике отрабатывается последовательно следующий алгоритм поиска выхода из данной ситуации:
    1. Поиск виноватых
    2. Упорствование в действиях
    3. Попытка отказа от желаний
    4. Поиск ошибок в себе
  9. Поиск виноватых - этап спровоцированный страданием и связанный с психологическим проецированием страдания на внешнюю причину. Психологически, реальная причина страдания в недостижении поставленной на первый приоритет цели. Однако, т.к. область сознания личности опирается на рациональные категории, то она рассматривает все явления в причинно-следственных цепочках доступных для текущего восприятия. А это как правило внешние объекты и явления. И когда в текущем восприятии оказывается некое событие повлиявшее на достижение цели, личность причину страдания проецирует именно на это событие, а не на то, что цель не достигнута. Первичная и единственная причина страдания - недостижение цели.
  10. Упорствование в действиях - несмотря на страдания (причину которых личность видит в других), личность продолжает действовать как действовала, меняя и варьируя методы, способы и средства достижения целей.
  11. Если и это не помогает, то личность пытается отказаться от желания, уговаривая себя что это желание ей не интересно, не важно и вообще это плохое желание.
  12. Эта алгоритмика психики хорошо показа в известной басне (выделенное угловыми скобками добавлено нами для полноты картины отражающей психическое состояние лисы):

    “Голодная кума Лиса залезла в сад;

    В нем винограду кисти рделись.
    У кумушки глаза и зубы разгорелись;
    А кисти сочные, как яхонты горят;
    Лишь то беда, висят они высоко:
    Отколь и как она к ним ни зайдет,
    Хоть видит око,
    Да зуб неймет.
    <”Да кто ж так виноград сажает,
    Что не достать его в нужде!?
    Ох эти люди ничего не знают!” -
    Так думала кума сама себе.>
    Пробившись попусту час целой,
    Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж!
    На взгляд-то он хорош,
    Да зелен — ягодки нет зрелой:
    Тотчас оскомину набьешь».” (И.А. Крылов, “Лисица и виноград”)

    Лиса a - обвинила людей в своей неспособности достать виноград; b - целый час пыталась его достать; c - уговорила себя что это плохой виноград.
  13. Однако т.к. цель побуждающая к действию прописана в безсознательной области психики, то изменить её не всегда так-то просто как в случае с виноградом в этой басне. В результате не во всяком случае удаётся отказатсья от цели, чтобы не испытывать страдания в связи с невозможностью достичь её.
  14. И только после этого, личность выходит на этап - поиск нравственных ошибок и пороков в себе с целью их устранения для выхода из состояния страдания. Таким образом страдание личности приводит к её исправлению, улучшению, изменению себя и работе над собой.
  15. На этап поиска ошибок в себе каждый мог бы выйти намного раньше, если бы только помнил, что всё, что происходит, происходит только для того, чтобы:
    1. Ты что-то понял(а) <и через это понимание>
    2. Ты стал(а) лучше <в результате чего>
    3. Ты стал(а) счастливее.
  16. Это касается не только ситуации, когда страдание возникает из-за недостижения цели, но и когда страдание возникает из-за того, что Творец перекрывает “краник счастья” для личности, дабы личность вышла из состояния “отдых” и перешла в состояние “труд”. Где отдых это психически комфортное состояние удовлетворения, не побуждающее личность действовать в направлении душевно-духовного развития. А соответственно труд это состояние психологически тяжелое и побуждающее личность действовать в направлении душевно-духовного развития.
  17. При этом, состояние “труд” может приходить по судьбе, под воздействием Высшего управления (это называется “путь страданий” - путь получения опыта через "набивания шишек"), а может быть активировано волевым порядком самой личностью в результате осмысления этой личностью целесообразности тех или иных действий в результате полученных знаний (это называется “путь знаний”). И путь страдания и путь знаний ведут к душевно-духовному прогрессу, однако пусть знаний адекватнее и даёт больше результатов с меньшим количеством побочных эффектов.
  18. Движение по пути знаний возможно по той причине, что у личностей обладающих душой (в частности людей) благодаря наличию этой самой души имеет свободная воля - способность к независимому от безсознательного целеполагания из области сознания. Такая способность помимо самоуправления через принцип удовлетворения позволяет использовать ещё один механизм самоуправления - принцип целесообразности. Самоуправления по принципу целесообразности - это самоуправления в котором сознательное психическое действие (движение) осуществляется от состояния S1 к состоянию S2 при наличии целесообразности такого движения, в частности в силу его адекватности Промыслу и выражающих его Совести, знанию, опыту и пр. Это происходит даже при наличии разности потенциалов между КС1 и КС2, где КС1 ⋝ КС2. КС1 и КС2 это количество удовлетворения/счастья/радости/света/и т.д. от состояния S1 и S2 соответственно. Таким образом личность способна действовать адекватно Промыслу вопреки принципу удовлетворения возможно побуждающему к антипромыслительным действиям (деградировать частенько бывает приятно, а вот сопротивляться деградации - довольно тяжко).
  19. Используя принцип целесообразности, личности важно преобразовать фрагменты своей а через свою и коллективной психики таким образом, чтобы принцип удовлетворения определяющий её поведение также функционировал в русле Промысла. Такое состояние называется исправленным состоянием личности - выход на состояние в котором попутный ветер Вседержительности несёт тебя по жизни не заставляя прикладывать силу воли. А сам процесс такого исправления называется духовным трудом (духовной работой). Духовный труд это не молитва, не совершение постов и прочих аскез, не чтение писаний называемых священными и т.д. Духовный труд (духовная работа) - это процесс связанный с перезаписыванием бессознательных целей применяя принцип целесообразности. А приведённые примеры действий людей (молитва, чтение писаний и т.д.) желающих заниматься духовным трудом, являются инструментом с помощью которого можно осуществлять духовный труд, но сами по себе эти инструменты это ещё не духовный труд как таковой. Примеры целей прописываемых при духовном труде:
    1. Ищи возможность сделать доброе дело и делай его;
    2. Верь Богу;
    3. Действуй для Бога;
    4. Ищи нравственные ошибки в себе после появления фактора давящего на психику;
    5. И пр.
  20. Исправленное состояние личности в различных религиозных системах называют по разному: отработана карма, сожжены все грехи и т.д. Содержательная суть же этого состояния в том, что личность меняет ветку Матрицы с большой буквы с менее соответствующей Промыслу на более соответствующую Промыслу.
  21. В состоянии большого падения (зимой) личность испытывает сильные страдания. Но суть этих страданий и их назначение в том, чтобы очистить личность от нравственных пороков заставляя её трудится. Страдания дающие очищение через труд называются “мороз”. В большинстве случаев в состоянии падения и ощущения мороза личность вовсе не понимает и не ощущает, что в её психике идут процессы очищения и переосмысления нравственных пороков а потому не может радоваться этому состоянию достигая цели “трудиться над собой”. Но всё же, т.к. сейчас утро, и начинается день, личность чувствует счастье. Т.к. Бог (солнце) - греющая дающая счастье сила явно ощущается этой личностью. Личность чувствует, что Бог добрый, управляющий добром и дающий свет счастья. Посему личность одновременно воспринимает и мороз и солнце - и страдания и счастье, т.е.: хотя и зима, но день чудесный.
  22. Это ощущение чудесности дня и ощущение счастья имеют прямую связь с верой Богу. Существует два основных состояния восприятия личностью Творца: состояние благости; состояние невежества. Благостью называется состояние полного ощущения и знания что Творец существует, Он добр, управляет Добром и Ему можно и нужно бесконечно верить. Невежеством называется состояние отсутствия ощущения и понимания существования Творца и/или ощущения и понимания что Творец добр и управляет добром и т.д.
  23. Когда личность находится в Благости веры Творцу, она не может не испытывать удовлетворения по той простой причине, что цель Верить Богу является одной из наивысших по значимости в психике личности и если она удовлетворяется благодаря состоянию благости, то личность испытывает счастье по принципу удовлетворения.
  24. Вера творцу носит двухуровневый характер и связана с двумя способами восприятия личностью всякого явления: рациональное и чувственное. Чувственно личность может не воспринимать что Творец добр и управляет Добром. Но рационально может заставлять себя так мыслить. И наоборот рационально личность может не задумываться о доброте Творца, но чувственно ощущать это всем “сердцем”. А может быть и то и другое или и не того и не другого. При этом чувственное восприятия считается лучше (приятнее) рационального. Однако рациональное восприятие считается выше (возвышеннее) чувственного.
  25. Сон это состояние невежества, а бодрость это состояние благости. Переход между невежеством и благостью называется “дремота”. Ощущая сильный душевный подъём (из-за солнца), личность начинает усиленно выводить себя из состояния дремота, дабы полностью перейти в состояние благости, мотивируя себя словами “пора, красавица, проснись”.

Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Нега - состояние счастья;

Взор - трезвость мышления и видения ситуации;

Север - место мистического постижения;

Аврора - слово обозначающее ощущение Творца в начале душевно-духовного подъёма;

Звезда - личность ставшая человеком, состояние нравственного подобия Творцу;

  1. Есть состояние нравственного порока, а есть состояние нравственной ошибки (греха). И то и другое требует исправления, проработки и отработки. При этом каждое может быть причиной рождения как новых нравственных пороков, так и новых нравственных ошибок.
  2. Нравственным пороком называется такое состояние в психике, когда один или несколько алгоритмов преобразования информации после отработки выдают результаты приводящие к действиям противным Промыслу. Нравственной ошибкой называют такое состояние на определённом периоде жизни личности, когда вследствие нравственного порока сознательно принимается решение противное Промыслу. Где, сознательно - санкционированно областью сознания - волей как 5-ым источником целеполагания. Нравственная ошибка в различных религиозных течениях называется грехом. При этом, объективно, нельзя считать грехом перед Богом, действие внешне противное Промыслу но совершённое не сознательно и совершённое не вследствие нравственного порока а по иным причинам (наваждение от третьих сил, биохимическая отравленность мозга ядовитыми веществами принятыми не по доброй воле и т.д.).
  3. Заблуждением в некоторых религиозных системах является стремление “сжечь грехи” - т.е. внести наказывающее воздействие на свою психику пропорциональное степени совершённого греха. Сделанного не воротишь и компенсационные воздействия должны быть не в сторону наказания за грех, а в сторону 1) устранения нравственных пороков приведших к греху, и 2) устранения последствий греха, дабы этими последствиями не отягощать и не насиловать жизнь.
  4. В связи с тем что грех не устраним (в том смысле что он уже был осуществлён а прошлое не воротишь), то стремление его сжечь является пустым действием не дающим результатов и понапрасну пережигающим энергию благонастроенных стремящихся совершать духовный труд людей. Это является ловушкой - “тонельным сценарием” вписывающим в себя благие начинания и уводящим их в сторону. При этом случаи когда люди стремящиеся к компенсации греха достигали успеха в душевно-духовном развитии были связаны с процессам компенсации нравственных пороков по умолчанию не смотря на стремление компенсировать нравственные ошибки по оглашению.
  5. Лучшим способом компенсировать нравственный порок является адекватно совершённый нравственный выбор. При этом сам же нравственный выбор является прямым индикатором - показателем - реальной нравственности личности, наряду с такими косвенными показателями как:
    1. Дела личности;
    2. Её мысли;
    3. Её стремления;
    4. Источники удовольствия для неё;
    5. Её мотивы действия;
    6. Её способы реализации целей;
    7. На что личность обращает внимание;
    8. Какие сны видит;
    9. Что именно запоминает и при каких обстоятельствах;
    10. И пр. всё то, что может прямо или косвенно быть индикатором фактических реальных нравственных стандартов личности.
  6. Сам по себе Нравственный выбор представляет собой сознательное волевое решение по выбору одного из вариантов возможных действий при полном осознании адекватных Промыслу вариантов из числа имеющихся. Суть Нравственного выбора - переход из одной траектории Матрицы с большой буквы в другую.
  7. Страдание призванное привести личность к состоянию “труда” для проработки нравственных пороков и ошибок может возникнуть, как вследствие появления нравственного порока или ошибки под воздействие различных факторов (активизация инстинкта, окружающая среда, эгрегоры, негативное влияние “планет”, влияние личности, и т.д.), так и вследствие того, что личность проморгала момент когда явно имеющийся в ней нравственный порок или замеченную совершённую нравственную ошибку она могла исправить по собственной воле и как следствие во всех случаях - неадекватное совершение Нравственного выбора.
  8. Нередко, основной причиной того, что личность может так проморгать ситуацию является как правило нега, которая может привести личность к состоянию расслабления, потере значимости окружающих процессов и событий, потере трезвости видения ситуации и трезвости мышления, т.е. к закрытию взора. А потому говорится “открой сомкнуты негой взоры”. Т.е. личность пришла в состояние большого падения вследствие отказа профилактировать нравственные пороки и ошибки будучи в состоянии закрытого негой взора.
  9. Т.к. сейчас утро, личность ощущает душевный подъём (Аврору), чувствует север, и свою способность преодолеть все нравственные пороки и ошибки, справиться с трудностями, избавиться от страданий, постигнуть тайны существования Творца, его доброты и милости, а также состояние наполненности и счастья. И предвкушает стать наконец-то звездой - полностью исправленной личностью достигшей человечного типа строя психики: звездою севера явись. Человеком не рождаются а становятся. Стать человеком означает быть подобным Творцу в своём нравственном состоянии. Если Творец это “солнце”, то личность в нравственном отношении ставшая подобной Творцу это “звезда”. Солнце и звезда качественно являются одинаковыми, но количественно солнце ярче всех звёзд на небосклоне.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —

Вечор - состояние перед ночью, т.е. перед погружением в окончательное малое падение и страдание;

Вьюга - силы бросающие на личность вновь падающий или уже выпавший снег (см. снег);

Небо - рай божий на Земле (в каббалистическом понимании это эквивалентно “миру Ацилут”);

Мгла - состояние страдания;

Луна - нечто отражающее свет солнца, явление напоминающее о существовании Творца;

Мрак - отсутствие света Творца, пустота, низшее состояние психики;

Тучи - силы скрывающие Творца, ложный эгоизм, желание отказаться от идеи существования Творца, приписывание себе и желание поглотить полностью заслуги Творца, Его Свет и Благодеяния;

Печаль - внутренняя тоска по разрыву связи с чем либо или кем либо, в данному случае с Творцом, желание вернуться к ощущению Творца;

  1. Зима это большое падение. Ночь это малое падение. Ночь зимой это усиление падения (падение в падении), т.е. ощущение ещё большего страдания и покинутостью Творцом чем просто ночью или просто зимой. Такое состояние особенно запоминается для личности у которой на фоне длительного страдания - зимой - появляется ночь - ещё большее страдание (шутка “бывает не везёт, не везёт, не везёт, а потом как не повезёт” именно об этом). Когда на фоне большого падения происходит ещё и малое падение а после этого вдруг наступает утро - т.е. малый подъём сопряжённый с состоянием облегчения, отдыха, оптимизма и веры Творцу, невольно вспоминаешь как было тяжело ещё совсем недавно. При появлении Авроры невольно вспоминается противоположное дню состояние, когда особенно страшным являлось предвкушение ночи. Когда с каждым новым моментом состояние всё больше и больше приходило в состояние тьмы и казалось что это будет длиться вечно, а ещё только вечор, а самое страшное - ночь - ещё впереди. При этом ситуация усугублялась вьюгой, которая злилась и со злостью бросала снег на личность, т.е. когда волны тьмы и страдания наваливались на тело личности, морозили его заставляя страдать.
  2. В таком состоянии казалось, что небо - такое восприятие окружающего мира, когда окружающий мир воспринимается как рай Божий на земле - это не больше чем иллюзия и ничего кроме мглы - страдания, несправедливости и ада на Земле быть не может.
  3. Но при этом всё же милость Высшего иногда такова, что даже в таком состоянии Он даёт помнить о Себе давая личности созерцать луну - Свет солнца отражённый от луны. И хотя ложное эго личности (тучи) пыталось скрыть Творца, не верить Ему и спрятать его свет отражённый от луны: “луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела” личность всё же надеялась на обретение света и была в состоянии печали - внутренней тоски и стремления вернуться к Творцу.

А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Окно - органы чувств личности;

Голубой - наличие смысла и значимости (противоположен синему - отсутствию смысла и значимости; наполненный светом творца синий становится голубым);

Ковёр - то, что уменьшает количество страдания, “накрывая” причину страдания;

Блеск - отражение Творца, ощущение присутствия Творца в объекте;

Снег - сильные страдания дающие духовное очищение, т.к. в снеге есть мороз;

Лес - множество желаний личности связанных с ложным эгоизмом;

Ель - допустимое низменное желание личности;

Иней - разновидность снега, т.е. страданий дающих духовное очищение, иней это страдание которое касается личности даже без её каких бы то ни было действий;

Зеленеть - стремиться жить;

Река - поток информации;

Лёд - блок на информацию;

  1. “А нынче... погляди в окно” - обрати внимание на то, как идёт сейчас восприятие информации от органов чувств (окна): все краски насыщеннее, запахи приятнее, предметы воспринимаются более гармоничными и т.д. Небо не кажется больше утопией, а совсем наоборот, воспринимается как смысл всего (голубое).
  2. Личность развивается либо под воздействием “толкания” либо под воздействием “притяжения”. Толканием называется воздействие страдания побуждающего идти вперёд. Притяжением называется воздействие счастья так же побуждающего идти вперёд. Личность как бы отталкиваясь от страданий, не желая соприкасаться с ним начинает движение в сторону противоположную от страданий - по умолчанию принятую считать стороной развития и прогресса. И так же желая получить больше счастья личность тянется к нему и так же принято считать что тем самым она тянется к прогрессу. Если же личность упреждая страдание тянется к развитию пренебрегая желанием насладиться счастьем, в этом случае она достигает наилучшего результата развития. Т.к. и развитие от страдания и развитие к счастью обладают побочным эффектом - они совершены под воздействием эгоизма, своекорыстия, личной выгоды не страдать и быть счастливым. Такое развитие является промежуточной фазой в прогрессе. Реальный прогресс начинается тогда, когда личность поступает в русле Промысла несмотря на страдания и не для получения удовлетворения (на первых порах реально не получая удовлетворения). Первым признаком того, что личность вышла именно на этот уровень развития который ещё называется действовать исключительно для Творца, является то, что в тот момент когда необходимо сделать что-то не ради своего удовлетворения или ухода от страдания а сделать что-то альтруистически в русле Промысла и ради Творца, личность вдруг обнаруживает что не может даже пошевелиться, не может пошевелить даже одним своим пальцем.
  3. Пройдя этот этап, постепенно человек выходит  на уровень истинного альтруизма в котором нет ни капли своекорыстия, но при этом есть постоянное ощущения счастья - света Творца. По сюжету же разбираемого произведения дойти до этого уровня личности ещё не удалось.
  4. Когда личность сдаёт экзамен судьбы выражающийся в давлении внутренних и внешних обстоятельств на психику, эти обстоятельства либо исчезают полностью, либо перестают давить на психику и не ощущаются как приносящие страдание. Сдачей экзамена называется перезаписывание бессознательной цели с сопутствующим изменением нравственности. Такое перезаписывание возможно благодаря душевно-духовному (перезаписывания безсознательных целей) труду и проникновению света Творца, который и трансформирует психику. Ощущение света Творца, приводит, в самом худшем случае к пониманию того в каком состоянии адекватно находиться, либо в самом лучшем случае необратимо вводит в такое состояние.
  5. Так же благодаря ощущению солнца, внутреннему созерцанию Бога и наполнению счастьем, источники страданий и неприятностей (снег) теряют свою силу приносить страдания. И даже если они не устраняются, то перестают приносить беспокойство. Их как бы накрывает защитной оболочкой (ковром), подобно тому, как можно ходить босиком по холодному полу, если его накрыть ковром. И даже более того, в таком состоянии источники страданий блестят - воспринимаются как продолжение Творца и Его воли, а потому принимаются с благоговением.
  6. Желания связанные с ложным эгоизмом (лес), теряют в таком состоянии значимость - становятся прозрачными - и оставляются личностью сами себе не подпитываются энергией личности: “прозрачный лес один чернеет”.
  7. Так как только Бог совершенен, то у всякой личности естественным образом имеются группы желаний, которые она вынуждена удовлетворять в любом случае, и эти желания принято называть “низменными” (ель): желания есть, пить, испражняться, спать и пр.. Но они необходимы для поддержания жизни (зеленеть) и потому допустимы. Негативные реакции судьбы за эти желания возникают только при ненадлежащем их удовлетворении. Но даже при надлежащем удовлетворении, для того, чтобы личность ощущала границы Промысла и попущения, эти желания соприкасаются с инием - разновидностью страданий - давлением среды и Совести.
  8. При этом личность ощущает, как много мудрости, знания и информации (река) ей можно постичь, но пока, т.к. идёт зима, эта информация ей недоступна (заблокирована для постижения, понимания и восприятия) и находится подо льдом. Но всё же она привлекает т.к. блестит - отражает свет Творца (солнца).

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.

Комната - внутренний мир личности;

Янтарь - память о воплощении прошлых низменных желаний;

Треск - болезненно-приятные ощущения (в том числе уколы Совести) сопровождающие процесс переосмысления пороков и ошибок и  нравственного очищения психики;

Печь - область психики очищающая психику, место сжигания/переосмысления нравственных пороков;

  1. В таком состоянии, все прошлые ошибки и низменные желания (янтарь - то, что получается из хвойного дерева) переосмысляются и даже обретают некий смысл наполняясь светом (янтарный блеск). В них снова ощущается присутствие и продолжение Творца. И даже более того, в завершающей стадии реального исправления личности - достижения ею полного исправленного состояния, так происходит что все нравственные пороки и нравственные ошибки личности при взгляде на них на интервале времени длительностью от момента зачатия до момента возможной или фактической смерти оказываются полезными для развития Промысла, и то что воспринималось как недостаток начинает восприниматься как достоинство.
  2. При этом во внутреннем мире личности идёт процесс покаяния и переосмысления своих нравственных пороков, ошибок, безразличия к велениям Совести, недоверия Творцу и многого другого. Этот процесс хотя и может сопровождаться страданием, но всё же он радует личность (весёлый треск), ведь её пороки - то из-за чего и появилось большое падение (зима) - сгорают в печи.

Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Лежанка - набор ощущений в психике определяемый личностью как восприятие процесса отдыха;

Санки - инструмент для облегчения движения по судьбе;

Кобыла - сила совершающая душевно-духовную работу вместо личности;

  1. Стоит только немного дать личности расслабиться, сняв с неё страдания, личность естественным образом стремится расслабиться (приятно думать у лежанки). Для сохранения целостности психики и не приченения ей вреда, такие периоды отдыха полезны и даются Свыше как милость для личности, иногда при условии, что личность адекватно ими пользуется.
  2. В такие моменты сторонние санкционированные Высшим силы (кобыла) сами помогают личности перемалывать нравственные пороки и ошибки прошлого и двигаться дальше по судьбе (в санках, т.е. не касаясь снега), и личности важно захотеть и (велеть) попросить Высшего об этом. Вместо того чтобы просто “приятно думать у лежанки” лучше “велеть в санки кобылку бурую запречь”.

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Поле - области судьбы в которых совершается труд и реализуется предназначение (если нет жёсткой привязки к Матрице, в поле есть свобода, выбор и простор для творчества личности);

Берег - естественные ограничения личности которые ставит перед нею судьба.

  1. Вызвав на себя поддержку Свыше, личность начинает переосмыслять свою жизнь, своё состояние, прошлые желания (леса) и намерения на будущее (поля). При этом леса не густы, т.е. ощущаются как потерявшие свою силу. А поля пусты - т.е. жизненные задачи и жизненный фронт работы не выполнен ещё (ещё поле не пахано).
  2. Жизнь всякой личности состоит из набора ограничений (пол, место рождения, наследние предков, родной язык, различные жизненные обстоятельства, финансовые ограничения, врождённые типы интеллекта и мн. др.). Многие ограничения даже не осознаются личностью. То, что раньше казалось безполезным ограничением (берег), теперь кажется милым и правильным, и в этом видится милость Творца.

*   *   *
Таким образом, стихотворение Пушкина “Зимнее утро” можно уподобить иносказательному повествованию о процессе малого подъёма личности в процессе большого падения. Оно раскрывает то, как личность себя чувствует в таком состоянии, какие мысли у неё возникают, к чему она стремится и т.д.

Последняя редакция 17.10.2017

2 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Думаю, здесь необходимо сделать следующее уточнение. Дело в том, что в стихотворении не употребляется понятие «звезда», а употребляется понятие «северная звезда». На этом основании следует различать эти понятия. Отличие «северной звезды» от просто «звезды» в том, что «северная звезда» (понимаемая, как «Полярная» звезда, она же - «звезда севера») имеет чёткую "прописку" на небосводе. Т.е. «Полярной» звезда называется потому, что размещена на небесной сфере ровно над Северным полюсом Земли. К слову, только там (на самом полюсе) её можно увидеть посередине неба (т.е. в зените). Чем дальше от полюса — тем ниже к горизонту опускается звезда, пока полностью не скрывается от глаз на экваторе. Она всегда висит в одной части неба и указывает на север точнее любого прибора — этим часто пользуются астрономы для точной ориентации на местности. Кроме того, её высота над горизонтом соответствует географической широте.
    Соответственно сказанному, возможно расширить интерпретацию смыслов текста данного стихотворения следующим образом:

    Звезда - личность, потенциально способная стать подобной Творцу (в нравственно-этическом смысле несущей в себе образ Творца)

    Звезда севера - личность ставшая человеком (способного понимать "мистику" жизни), состояние нравственного подобия Творцу.

    ОтветитьУдалить