понедельник, 25 февраля 2019 г.

Анализ статьи Суркова "Долгое государство Путина"

Приведён анализ статьи Суркова "Долгое государство Путина". Дан текст статьи и некоторые абзацы прокомментированы. Комментарии выделены жёлтым.
Аудио версия.
Долгое государство Путина
//Грамотнее писать долгосрочное.
Долгий синоним глупого: ты что долгий такой, тормоз?
Плюс намёк на то, что Путин задержался у власти.
О том, что здесь вообще происходит


http://www.ng.ru/upload/iblock/b0d/28-5-1_m.jpg
Глубинный народ всегда себе на уме, недосягаемый для соцопросов, агитации, угроз и других способов прямого изучения и воздействия. Фото РИА Новости


«Это только кажется, что выбор у нас есть». Поразительные по глубине и дерзости слова.
Сказанные полтора десятилетия назад, сегодня они забыты и не цитируются. Но по
законам психологии то, что нами забыто, влияет на нас гораздо сильнее того, что мы
помним. И слова эти, выйдя далеко за пределы контекста, в котором прозвучали, стали в
итоге первой аксиомой новой российской государственности, на которой выстроены все
теории и практики актуальной политики.  
Иллюзия выбора является важнейшей из иллюзий, коронным трюком западного образа
жизни вообще и западной демократии в частности,
//С этим трудно спорить. Западная цивилизация держится на разводках и
манипулировании толпой. Как иначе в толпо-элитарном обществе.
Всё начиная от рекламы воды и заканчивая президентскими кампаниями –
иллюзии выбора.
давно уже приверженной идеям скорее Барнума, чем Клисфена. Отказ от этой иллюзии в
пользу реализма предопределенности привел наше общество вначале к размышлениям о
своем, особом, суверенном варианте демократического развития,
а затем и к полной утрате интереса к дискуссиям на тему, какой должна быть демократия
и должна ли она в принципе быть. 
Открылись пути свободного государственного строительства, направляемого
не импортированными химерами, а логикой исторических процессов, тем самым
«искусством возможного». Невозможный, противоестественный и контристорический
распад России был, пусть и запоздало, но твердо остановлен. Обрушившись с уровня
СССР до уровня РФ, Россия рушиться прекратила, начала восстанавливаться и вернулась
к своему естественному и единственно возможному состоянию великой,
увеличивающейся и собирающей земли общности народов.
//Реально это не само собой происходит, а под управлением ряда сил. В том числе
государя Путина. Но есть и сильное противостояние этому в самой же России.
Так что не нужно сводить всё к естественному процессу, самому собой протекающему.
Иначе обнуляется ценность усилий тех сил, которые выправили ситуацию,
в первую очередь главы нашего государства.
Нескромная роль, отведенная нашей стране в мировой истории, не позволяет уйти
со сцены или отмолчаться в массовке, не сулит покоя и предопределяет
непростой характер здешней государственности. 
И вот – государство Россия продолжается, и теперь это государство нового типа, какого
у нас еще не было. Оформившееся в целом к середине нулевых, оно пока мало изучено,
но его своеобразие и жизнеспособность очевидны. Стресс-тесты, которые оно прошло и
проходит, показывают, что именно такая, органически сложившаяся модель
политического устройства явится эффективным средством выживания и возвышения
российской нации на ближайшие не только годы, но и десятилетия, а скорее всего и на
весь предстоящий век. 
//Это не органически сложившаяся модель, а антикризисный режим компенсации
концептуально неопределённого управления в режиме балансирования государя
на грани интересов противостоящих друг другу кланов, не все
из которых ориентированы на развитие России.
Русской истории известны, таким образом, четыре основные модели государства, которые
условно могут быть названы именами их создателей: государство Ивана Третьего
(Великое княжество/Царство Московское и всей Руси, XV–XVII века); государство
Петра Великого (Российская империя, XVIII–XIX века); государство Ленина
(Советский Союз, ХХ век); государство Путина (Российская Федерация, XXI век).
Созданные людьми, выражаясь по-гумилевски, «длинной воли», эти большие
политические машины, сменяя друг друга, ремонтируясь и адаптируясь на ходу,
век за веком обеспечивали русскому миру упорное движение вверх. 
Большая политическая машина Путина только набирает обороты и настраивается
на долгую, трудную и интересную работу. Выход ее на полную мощность далеко
впереди, так что и
через много лет Россия все еще будет государством Путина, подобно тому как
современная Франция до сих пор называет себя Пятой республикой де Голля, Турция
(при том, что у власти там сейчас антикемалисты) по-прежнему опирается на
идеологию «Шести стрел» Ататюрка, а Соединенные Штаты и поныне обращаются
к образам и ценностям полулегендарных «отцов-основателей». 
Необходимо осознание, осмысление и описание путинской системы властвования и
вообще всего комплекса идей и измерений путинизма как идеологии будущего.
//Здесь есть два аспекта: принципы целесообразности, применяемые Путиным,
это одно и необходимо для всех. А принцип антикризисного управления - это аварийный
режим и он не является адекватным. Тем более адекватным для будущего. В том числе
потому, что является весьма энергозатратным режимом управления и не может
продолжаться долго.
Именно будущего, поскольку настоящий Путин едва ли является путинистом, так же, как,
например, Маркс не марксист и не факт, что согласился бы им быть, если бы узнал, что
это такое. Но это нужно сделать для всех, кто не Путин, а хотел бы быть, как он. Для
возможности трансляции его методов и подходов в предстоящие времена. 
//По умолчанию может подразумеваться, что во все времена будет кризис концептуально
неопределённого управления.
Описание должно быть исполнено не в стиле двух пропаганд, нашей и не нашей,
а на языке, который и российский официоз, и антироссийский официоз воспринимали
бы как умеренно еретический. Такой язык может стать приемлемым для достаточно
широкой аудитории,
что и требуется, поскольку сделанная в России политическая система пригодна не только
для домашнего будущего, она явно имеет значительный экспортный потенциал, спрос
на нее или на отдельные ее компоненты уже существует, ее опыт изучают и частично
перенимают, ей подражают как правящие, так и оппозиционные группы
во многих странах. 
//Эта формулировка вообще никуда не годится. В России сейчас режим, не имеющий
оглашаемой идеологии. Путин действует по умолчанию, как разводящий
на границе интересов разных кланов и сил. Формирует систему противовесов и балансов.
Как можно говорить, что такое государственное управление заслуживает тиражирования
как адекватная форма управления.
Чужеземные политики приписывают России вмешательство в выборы и референдумы
по всей планете. В действительности, дело еще серьезнее – Россия вмешивается в их мозг,
и они не знают, что делать с собственным измененным сознанием. С тех пор как после
провальных 90-х наша страна отказалась от идеологических займов, начала
сама производить смыслы и перешла в информационное контрнаступление на Запад,
европейские и американские эксперты стали все чаще ошибаться в прогнозах. Их
удивляют и бесят паранормальные предпочтения электората. Растерявшись, они
объявили о нашествии популизма. Можно сказать и так, если нет слов. 
Между тем интерес иностранцев к русскому политическому алгоритму понятен –
нет пророка в их отечествах, а все сегодня с ними происходящее Россия давно
уже напророчила. 
Когда все еще были без ума от глобализации и шумели о плоском мире без границ,
Москва внятно напомнила о том, что суверенитет и национальные интересы
имеют значение. Тогда многие уличали нас в «наивной» привязанности к этим старым
вещам, якобы давно вышедшим из моды. Учили нас, что нечего держаться за ценности
ХIХ века, а надо смело шагнуть в век ХХI, где будто бы не будет никаких суверенных
наций и национальных государств. В ХХI веке вышло, однако, по-нашему. Английский
брекзит, американский «#грейтэгейн», антииммиграционное огораживание Европы –
лишь первые пункты пространного списка повсеместных проявлений деглобализации,
ресуверенизации и национализма. 
//Полное непонимание глобального управления и сути глобализации (глобализация -
процесс объективный и протекает независимо от нас, а управление этим процессом
уже субъективно). В приведённых примерах не деглобализация и национализация, а
выражение неприятия одними народами, живущими на своей земле
(например европейцами) принципов на основе которых ведётся глобализация.
Кроме того, антимиграционное отгораживание Европы - это не деглобализация, а
разменная монета по переориентированию потока мигрантов и решению ряда других
глобализационных задач.
Когда на каждом углу восхваляли интернет как неприкосновенное пространство ничем
не ограниченной свободы, где всем якобы можно все и где все якобы равны, именно из
России прозвучал отрезвляющий вопрос к одураченному человечеству: «А кто мы в
мировой паутине – пауки или мухи?» И сегодня все ринулись распутывать Сеть,
в том числе и самые свободолюбивые бюрократии, и уличать фейсбук в потворстве
иностранным вмешательствам. Некогда вольное виртуальное пространство,
разрекламированное как прообраз грядущего рая, захвачено и разграничено
киберполицией и киберпреступностью,
кибервойсками и кибершпионами, кибертеррористами и киберморалистами.  
Когда гегемония «гегемона» никем не оспаривалась и великая американская мечта о
мировом господстве уже почти сбылась и многим померещился конец истории
с финальной ремаркой «народы безмолвствуют», в наступившей было тишине вдруг
резко прозвучала Мюнхенская речь. Тогда она показалась диссидентской, сегодня
же все в ней высказанное представляется само собой разумеющимся – Америкой
недовольны все, в том числе и сами американцы. 
Не так давно малоизвестный термин derin devlet из турецкого политического словаря
был растиражирован американскими медиа, в переводе на английский прозвучав
как deep state, и уже оттуда разошелся по нашим СМИ. По-русски получилось
«глубокое», или «глубинное государство». Термин означает скрытую за внешними,
выставленными напоказ демократическими институтами жесткую, абсолютно
недемократическую сетевую организацию реальной власти силовых структур.
Механизм, на практике действующий посредством насилия, подкупа и манипуляции и
спрятанный глубоко под поверхностью гражданского общества, на словах
(лицемерно или простодушно) манипуляцию, подкуп и насилие осуждающего. 
//Здесь можно понять, что возможно автор хотел сказать, что есть два потока управления:
официальный – деюре, и фактический - дефакто. На наш взгляд в каждом
толпо-элитарном
государстве эти два потока имеют место быть и выражают себя соответственно
психиодинамике общества. Где-то бизнес-власть, где-то силовики параллельны
официальной гос. власти.
Обнаружив у себя внутри малоприятное «глубинное государство», американцы, впрочем,
не особенно удивились, поскольку давно о его наличии догадывались. Если существует
deep net и dark net, почему бы не быть deep state или даже dark state? Из глубин и темнот
этой непубличной и неафишируемой власти всплывают изготовленные там для широких
масс светлые миражи демократии – иллюзия выбора, ощущение свободы, чувство
превосходства и пр. 
Недоверие и зависть, используемые демократией в качестве приоритетных источников
социальной энергии, необходимым образом приводят к абсолютизации критики
и повышению уровня тревожности. Хейтеры, тролли и примкнувшие к ним злые боты
образовали визгливое большинство, вытеснив с доминирующих позиций некогда
задававший совсем другой тон достопочтенный средний класс.  
В добрые намерения публичных политиков теперь никто не верит, им завидуют и потому
считают людьми порочными, лукавыми, а то и прямо мерзавцами. Знаменитые
политографические сериалы от «Босса» до «Карточного домика» соответственно
рисуют натуралистические картины мутных будней истеблишмента.
Мерзавцу нельзя дать зайти слишком далеко по той простой причине, что он мерзавец.
А когда кругом (предположительно) одни мерзавцы, для сдерживания мерзавцев
приходится использовать мерзавцев же. Клин клином, подлеца подлецом вышибают...
Имеется широкий выбор подлецов и запутанные правила, призванные свести их борьбу
между собой к более-менее ничейному результату. Так возникает благодетельная система
сдержек и противовесов – динамическое равновесие низости, баланс жадности, гармония
плутовства. Если же кто-то все-таки заигрывается и ведет
себя дисгармонично, бдительное
глубинное государство спешит на помощь и невидимой рукой утаскивает отступника
на дно. 
Ничего страшного в предложенном изображении западной демократии на самом деле нет,
достаточно немного изменить угол зрения, и станет опять нестрашно. Но осадок остается,
и западный житель начинает крутить головой в поисках иных образцов и способов
существования. И видит Россию. 
Наша система, как и вообще наше все, смотрится, конечно, не изящнее, зато честнее. И
хотя далеко не для всех слово «честнее» является синонимом слова «лучше», оно
не лишено притягательности. 
Государство у нас не делится на глубинное и внешнее, оно строится целиком,
всеми своими частями и проявлениями наружу.
//С этим нельзя согласиться. Как объяснить например наличие опричной экономики.
Когда в обход официальных потоков денег, ужатых до невозможности, есть чёрный поток
финансов и услуг, за счёт чего происходит движение и развитие ряда
отраслей и проектов.
В частности, самым ярким примером стал процесс 98года. Когда был объявлен дефолт,
Россия по всем расчётам должна была развалиться в силу естественных причин. Однако
этого не произошло. И многие ломавшие голову лишь позже осознали, что было это
благодаря теневому потоку финансов опричной экономики так названного «глубинного
государства» в обход так названному «внешнему государству».
По сути своей, данный фрагмент, есть попытка свалить причину всех проблем России
на управление Путина. Ведь если есть только одно управляемое ручным способом
государство, значит тот кто им управляет, тот и косячит. А вот если государств несколько,
то вина не только на управляющем. Очередная изощрённая либеральная
попытка обвинить Путина во всех грехах.
Самые брутальные конструкции его силового каркаса идут прямо
по фасаду, не прикрытые
какими-либо архитектурными излишествами. Бюрократия, даже когда хитрит, делает
это не слишком тщательно, как бы исходя из того, что «все равно все всё понимают». 
//Это не потому что все всё понимают. А потому что бюрократия обнаглела в своей
безнаказанности.
Высокое внутреннее напряжение, связанное с удержанием огромных неоднородных
пространств, и постоянное пребывание в гуще геополитической борьбы делают
военно-полицейские функции государства важнейшими и решающими. Их традиционно
не прячут, а наоборот, демонстрируют, поскольку Россией никогда не правили купцы
(почти никогда, исключения – несколько месяцев в 1917 году и несколько лет в 1990-х),
считающие военное дело ниже торгового, и сопутствующие купцам либералы, учение
которых строится на отрицании всего хоть сколько-нибудь «полицейского». Некому
было драпировать правду иллюзиями, стыдливо задвигая на второй план и пряча
поглубже имманентное свойство любого государства –
быть орудием защиты и нападения. 
Глубинного государства в России нет, оно все на виду, зато есть глубинный народ. 
//Глубинное государство есть. И оно само неоднородно и концептуально неопределено.
Есть борьба разнонравственных кланов за кулисами внешнего государства. Глубинный
народ, если под ним понимать генетическое ядро нашего народа, действительно есть.
Генетическим ядром называется множество людей, несущих в себе и воплощающих в
жизнь по возможности идеалы своего народа.
На глянцевой поверхности блистает элита, век за веком активно (надо отдать ей должное)
вовлекающая народ в некоторые свои мероприятия – партийные cобрания, войны, выборы,
экономические эксперименты. Народ в мероприятиях участвует, но несколько отстраненно,
на поверхности не показывается, живя в собственной глубине совсем другой жизнью.
Две национальные жизни, поверхностная и глубокая,
иногда проживаются в противоположных
направлениях, иногда в совпадающих, но никогда не сливаются в одну. 
//Здесь по сути можно понимать указание на два вида строительства в России.
Государственное строительство и Цивилизационное строительство.
Они идут параллельно,
иногда совпадая по интересам. Элиты и их массовка строят государство,
а генетическое ядро (глубинный народ) строя цивилизацию.
Глубинный народ всегда себе на уме, недосягаемый для
социологических опросов, агитации,
угроз и других способов прямого изучения и воздействия. Понимание, кто он,
что думает и
чего хочет, часто приходит внезапно и поздно, и не к тем, кто может что-то сделать. 
//В общем-то это соответствует описанию генетического ядра цивилизации
Редкие обществоведы возьмутся точно определить, равен ли глубинный народ
населению или он его часть, и если часть, то какая именно? В разные времена за него
принимали то крестьян,
то пролетариев, то беспартийных, то хипстеров, то бюджетников. Его «искали», в него
«ходили». Называли богоносцем, и наоборот. Иногда решали, что он вымышлен
и в реальности не существует, начинали какие-нибудь галопирующие
реформы без оглядки на него, но
быстро расшибали об него лоб, приходя к выводу, что «что-то все-таки есть». Он не раз
отступал под напором своих или чужих захватчиков, но всегда возвращался. 
//Так же хорошее описание. Одно из проявлений глубинного народа
в смысле генетического ядра цивилизации – большевики, и движение большевизма в
России. Троцкисты хорошо расшибли лоб об него.
Своей гигантской супермассой глубокий народ
//Почему-то термин глубинный народ здесь превратился в глубокий народ, разве это
равнозначные термины, или для автора нет разницы?
создает непреодолимую силу культурной гравитации, которая соединяет нацию
и притягивает (придавливает) к земле (к родной земле) элиту, время
от времени пытающуюся космополитически воспарить.
//Об этом алгоритме конфликта цивилизационного ядра России и элит,
см. труд ВП СССР «Смута на Руси».
Народность, что бы это ни значило, предшествует государственности, предопределяет
ее форму, ограничивает фантазии теоретиков, принуждает практиков к определенным
поступкам. Она мощный аттрактор, к которому неизбежно приводят все без исключения
политические траектории. Начать в России можно с чего угодно – с консерватизма,
с социализма, с либерализма, но заканчивать придется приблизительно одним и тем же.
То есть тем, что, собственно, и есть. 
//Можно понимать, как указание на неизбежное вписывание государственных интересов
России её цивилизационным интересам.
Умение слышать и понимать народ, видеть его насквозь, на всю глубину и действовать
сообразно – уникальное и главное достоинство государства Путина. Оно адекватно
народу, попутно ему, а значит, не подвержено разрушительным перегрузкам от
встречных течений истории. Следовательно, оно эффективно и долговечно.  
//С этим нельзя согласиться. У Путина нет государства и государственной машины.
Указы президента исполняются на единицы процентов (см. например майские указы
2012 года). Вся его политика - это баланс и разводка кланов в режиме антикризисного
управления. Она держится только на личности самого Путина.
Сам Путин понимает народ,
но государственная машина не ориентирована на народ. Ни о какой долговечности или
хотя бы адекватности такого положения дел говорить нельзя. Это лишь вынужденная
мера матричного разводящего.
В новой системе все институты подчинены основной задаче – доверительному общению
и взаимодействию верховного правителя с гражданами. Различные ветви власти сходятся
к личности лидера, считаясь ценностью не сами по себе, а лишь в той степени, в какой
обеспечивают с ним связь. Кроме них, в обход формальных структур и элитных групп
работают неформальные способы коммуникации. А когда глупость, отсталость или
коррупция создают помехи в линиях связи с людьми, принимаются энергичные меры
для восстановления слышимости. 
//Попытка выдать за естественное течение дел, то что было создано колоссальными
усилиями государя и его аппаратом, и держится на волоске от того, чтобы снова потерять
связь между госвластью и народом. См. например прямую линию в июне 2018 года и
ряд законодательных инициатив правящих “элит” (пенсионная реформа,
увеличение НДС и т.д.)
Перенятые у Запада многоуровневые политические учреждения у нас иногда считаются
отчасти ритуальными, заведенными больше для того, чтобы было, «как у всех», чтобы
отличия нашей политической культуры не так сильно бросались соседям в глаза,
не раздражали и не пугали их. Они как выходная одежда, в которой идут к чужим,
а у себя мы по-домашнему, каждый про себя знает, в чем. 
//Это к вопросу о том, что помимо гос. строительства и строительства гос. структур
есть управление в обход всего этого. Также данный абзац противоречит тому, что
сказано выше в этой же статье, что в России якобы нет двойного государства:
формального и фактически управляющего.
По существу же общество доверяет только первому лицу.
//Т.е. Сурков подписывается под тем, что Россия есть пока есть Путин?
В гордости ли никогда никем не покоренного народа тут дело, в желании ли спрямить
пути правде либо в чем-то ином, трудно сказать, но это факт, и факт не новый. Ново
то, что государство данный факт не игнорирует, учитывает
и из него исходит в начинаниях. 
Было бы упрощением сводить тему к пресловутой «вере в доброго царя». Глубинный
народ совсем не наивен и едва ли считает добродушие царским достоинством. Скорее
он мог бы думать о правильном правителе то же, что Эйнштейн сказал о боге:
«Изощрен, но не злонамерен». 
Современная модель русского государства начинается с доверия и на доверии держится.
В этом ее коренное отличие от модели западной, культивирующей недоверие и критику.
И в этом ее сила. 
//Опять к вопросу о личности. Есть доверие к Путину у народа, но недоверие в целом
у народа к государству. Получается опять, нет Путина нет доверия больше никакого.
У нашего нового государства в новом веке будет долгая и славная история. Оно
не сломается. Будет поступать по-своему, получать и удерживать призовые места
в высшей лиге геополитической борьбы. С этим рано или поздно придется смириться
всем тем, кто требует, чтобы Россия «изменила поведение». Ведь это только кажется,
что выбор у них есть. 
Чтобы довести статью до ума, Суркову необходимо переписать её в следующем русле
(т.е. используя те же факты выстроить их в другую мозаику).


  1. В России режим концептуально неопределённого управления, т.е. режим при котором одни и те же лица действуют и принимают решения прямо противоречащие друг другу и направленные на достижение несовместимых целей
  2. Реально имеет место два основных потока управления: официальный и теневой
    1. Теневой поток, не однороден по составу и целям объединённых групп
    2. Ряд групп ориентированы на благо России, другие против неё, но все в большей или меньшей мере конкурируют
  3. В России нет официальной идеологии, что позволяет действовать всем группам по умолчанию, продвигая свои интересы, при этом оставаясь в рамках закона
  4. Сама Россия является двойным социальным образованием: с одной стороны это государство, с другой стороны это цивилизация
  5. В множестве народа России можно выделить виртуальное подмножество тех, кого можно отнести к генетическому ядру
    1. Наиболее близкие термины, описывающие генетическое ядро России - это большевизм и большевики – стремящиеся воплотить идеалы Русской культуры в жизнь
  6. Государь России учитывает всё вышесказанное и пытается сбалансировать систему, выровнять её и обеспечить какой никакой рост и систему безопасности, для того, чтобы дать время генетическому ядру Русской цивилизации активизироваться в благодеятельности, а не просто в благонамеренности
  7. После вхождения в политическую активность генетического ядра, возникнет коллективный Путин, тогда устойчиво пойдут процессы социального преобразования и прогресса (вхождение во власть генетического ядра Савельевым видится как следствие церебрального сортинга; именно в этом смысле он и рекомендует применять этот подход для устойчивости России)
  8. В этом случае Россия обретёт истинный суверенитет и тогда уже её госуправление можно будет тиражировать на другие страны, а само оно будет устойчивым в веках

Комментариев нет:

Отправить комментарий