среда, 9 мая 2018 г.

Два подхода к самообладанию

 Главная наиболее распространённая ошибка самоуправления людей - отождествление того, что хочется делать, с тем, что следует делать.
Самообладание - процесс сознательно-волевого поддержания контрольных параметров психической деятельности в диапазоне значений определённом, как допустимый.
В психике личностей биологического вида Человек Разумный, объективно наличествует причинно-следственная цепочка (ПСЦ) следующего вида: Раздражитель (Фактор среды) -> Ощущение (Совокупность ощущений вызванных фактором) -> Алгоритм предусмотренный для реализации при данном ощущении (Стереотип реагирования на ощущение).
Аудио-версия статьи.
При таком положении дел, самообладание возможно в двух направлениях. Первый, и наиболее очевидный, это выбор алгоритма (стереотипа) реагирования на возникшее ощущение. Выбор может быть, как из числа уже известных вариантов (тривиальный процесс управления), так и из числа вариантов вырабатываемых в процессе принятия решения о том, какой алгоритм поведения активизировать (не тривиальный процесс управления).
Данный подход к самообладанию уже предполагает некую проактивность в выборе стратегии поведения, что само по себе уже является признаком самообладания. Однако в тоже самое время, он содержит в себе ряд недостатков. Перечислим некоторые из них:
а) Труд над следствием. Само ощущение, на которое нужно реагировать, является неизменной данностью и реакция идёт, как следствие от него, без малейшей возможности его изменить, что само по себе является следующим недостатком данного подхода.
б) Наличие ощущения от которого никуда не деться. Хотя и имеет место сознательный выбор алгоритма реагирования, однако давление на психику имеющегося ощущения при этом сохраняется, и внешне адекватное поведение может быть сопряжено с большим внутренним напряжением. Как следствие возникает следующий недостаток.
в) Возможная энергозатратность. Возможны случаи в которых все ресурсы сознательно-волевого самоуправления будут поглощены отработкой выбранного стереотипа поведения.
г) Отсутствие гарантий на оптимальность выбранного решения. Другими словами, хотя могут быть задействованы практически все ресурсы психики на реализацию принятого к исполнению алгоритма, мало кто может дать гарантий на то, что затраченные усилия оправдают себя и приведут к оптимальному результату из числа возможных. При этом одной из причин наличия данного недостатка может является следующий недостаток данного подхода.
д) Отсутствие гарантий наличия необходимых стереотипов поведения. Наиболее частым случаем в подобных ситуациях является пребывание в иллюзии собственной управленческой состоятельности по отношению к данному процессу, когда реализуется заведомо не оптимальный управленческий алгоритм без осознания оного.
е) Отсутствие гарантий возможности выработать необходимый стереотип поведения. Отсутствие необходимого оптимального стереотипа поведения в случае осознания оного, в худшем случае может выражаться, как ступор с невозможностью действовать дальше. А в лучшем случае проявит следующий недостаток данного подхода.
ё) Ограниченность времени для выработки и принятия решения. Когда необходимый алгоритм мог бы быть выработан, либо из числа уже имеющихся алгоритмов мог бы быть выбран оптимальный, однако в силу временных ограничений это просто не успевает реализоваться и происходит срыв процесса самообладания.
ж) Накопление стремления пойти по пути удовлетворения ощущения. Особенность психики заключается в том, что при определённых условиях, простой отказ от отработки того или иного стереотипа, как реакции на текущее конкретное ощущение приводит к тому, что психика запоминает, что стереотип не был отработан с тем, чтобы отработать его позже. При этом имеет место накопительный эффект - т.е. каждый последующий отказ некоторым образом суммируется с недополучением этого же в прошлом. В результате на определённом этапе, происходит срыв процесса самообладания в область удовлетворения через реализацию блокированного стереотипа поведения; при этом имеется устойчивая тенденция добрать всё недополученное до этого. Наиболее яркий пример, это практики голодания у начинающих, когда то количество пищи которое не было поглощено за период голодания, вышедший из голодания пытается допоглотить в максимально короткие сроки. Аналогичные механизмы "запоев" и "закуров" у тех кто не в полной мере адекватно начинает переходить на трезвый образ жизни отказываясь от легальных наркотиков - алкоголесодержащих растворов и сигарет соответственно. Другими словами данный недостаток подхода говорит не о полном самообладании а о простом переносе неадекватной реакции в будущее. Хотя в известной степени это может быть допустимо для конкретных случаев, однако если речь вести о наилучшем самообладании то в долгосрочной перспективе самоуправления такое нельзя считать допустимым .
з) И пр. различные объективные и субъективно-обусловленные недостатки данного подхода.
И тогда справедливо затронуть тему о втором направлении самообладания. Его понимание возможно при более глубоком раскрытии и дифференцировке ПСЦ. В частности речь о связке звеньев "раздражитель -> ощущение". Эта связка раскладывается следующим образом: Раздражитель (Фактор среды) -> Обработка информации на предмет влияния раздражителя (фактора среды) на возможность достичь текущих объективных первоприоритетных целей -> В зависимости от характера оценки влияния фактора среды на достижимость текущих объективных первоприоритетных целей (способствует достижению / не оказывает никакого влияния / препятствует достижению) , возникновение того или иного ощущения (совокупности ощущений вызванных фактором) с учётом индивидуального набора дефектов и прочих особенностей психики приводящих к различного рода искажениям ощущений .
И здесь виден ключ к выходу на самообладание. Заключается он в том, чтобы 1) менять оценку влияния фактора-раздражителя на достижимость объективных первоприоритетных целей, 2) менять саму первоприоритетную цель на ту для которой данный раздражитель будет вызывать приемлемые для поддержания самообладания, допустимые ощущения. Второй пункт, в случаях когда отказ от цели является недопустимым, включает в себя в том числе изменение мотива достижения цели, что приводит к аналогичному результату.
Суть изменения мотива цели в том, что при сохранении фактора среды и исходной первоприоритетной цели, оценка и сопутствующее ощущение будет формироваться не по самой цели а по мотиву этой цели, который так же является целью.
Так как нет ничего кроме цели из того к чему мог бы стремиться человек, то мотивом цели также является цель но объемлющая её.
Так же, по целесообразности возможна необходимость проработки индивидуальных аберраций психики искажающих ощущения.
Подходы, методы и способы изменения оценки влияния фактора-раздражителя, изменения первоприоритетной цели либо её мотива, проработка аберраций психики искажающих ощущения являются темой отдельного повествования. Отметим, что при последнем подходе к самообладанию, оно на том уровне на котором нет устойчивого нежелательного ощущения требующего какого-то сознательного контроля и задействования и без того всегда ограниченных ресурсов психики, нет давления на психику приводящего к принятию неверного решения, нет искажения значимости тех или иных факторов оцениваемых для адекватного принятия решения и т.д.
Второй подход не отменяет выбор оптимального стереотипа поведения согласно первому подходу, но позволяет его сделать максимально адекватным, лишённым описанных недостатков, т.к. именно он даёт наибольшую трезвость и неискажённость восприятия текущей ситуации, наибольшее сохранение ресурсов психики и т.д. Другими словами, то что некто идёт по второму направлению самообладания не говорит о том, что он становится пассивным и бездеятельным наблюдателем, не способным на сознательно волевое преодолении обстоятельств. Наоборот, именно он и становится наиболее эффективным субъектом управления, трезво принимающим решения и продвигающим их в жизнь сохраняя максимально возможное самообладание.
__

Публикация 09.05.2018


12 комментариев:

  1. Не совсем понятен 2й подход. Имеется ввиду изменение взгляда на ситуацию? Можете привести пример?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приведём бытовые примеры. Вспомните как легко вставать рано утром, если этот подъём связан со стремлением не опоздать на самолёт в долгожданное путешествие в летний отпуск. И как тяжело вставать в обычный день в это же время. В первом случае мотивом подъёма является цель путешествия. Во втором случае мотив не известен а цель "пробуждение" сама по себе менее приоритетна чем цель "сон" и потому пробуждение вызывает страдания больше чем удовлетворения.
      Другой пример - задержка на трудовом месте. Если поступает команда "трудимся до ночи" это очень болезненно и требует напряжения для сохранения самообладания продолжения деятельности. А если добавляют к команде "и оставшуюся неделю отдыхаем", то появляется мотив "отдыхать оставшуюся неделю" для цели "трудимся до ночи" и уже легко трудиться и даже радостно.
      Таким образом просто меняя мотив - объемлющую цель - т.е. цель ради которой достигается цель, мы координально меняем своё психическое состояние.
      Попробуйте в качестве мотива всякого действия и цели выставить трансцендентные цели, и посмотрите что из этого выйдет.

      Удалить
  2. Очень полезно, практично и, главное, ВОВРЕМЯ! 😊

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте)

    "Подходы, методы и способы изменения оценки влияния фактора-раздражителя, изменения первоприоритетной цели либо её мотива, проработка аберраций психики искажающих ощущения являются темой отдельного повествования."

    Скажите, планируется ли повествование вышеуказанной темы? Очень хочется понять методы. Если нет, то где можно узнать?

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Статья длиной всего лишь 8 тыс. символов! И это в 2018-м! Чё так мало то? ВП СССР вон более 50 томов напечатали! А сейчас при помощи систем разпознавания речебреда можно запросто и 500 томов выдать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я уже "дополнил" (см. лекции Дениса Медоуза, или, н-р, выступление Брайна Роуза "Что может сделать один"), что если основное твоё занятие - графоманство, то и пример другим ты подаёшь соответствующий.

      Удалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. Чтож так сложно то всё?)
    Если человек видит смысл в своей деятельности, то и в саморганизованности все само начинает выстраиватся, а если не видит, но лишь внешние обстоятельства вынуждают, то и самоорганизация начинает страдать. Пример - раб никогда на совесть ничего делать не будет, если он себя таковым ощущает. То есть что бы повысить самоорганизацию, то нужно учавствовать в системах того же уровня восприятия, но увы, та система которая нас окружает, работает ровным счётом на оборот, а иную мы пока что ещё не построили.

    ОтветитьУдалить
  8. Верно, смысл деятельности важен. Насколько понял данную статью, также желательно видеть реальные механизмы, протекающие в матрице с большой буквы (МСББ). Чтобы влиять на них. В том числе на самообладание, чтобы устойчиво меняться в лучшую сторону (чтобы не мешало какое-то ощущение, например, похоть/голод и т.д.).

    Сама МСББ довольно комплексно устроена.

    ОтветитьУдалить